Тема 5. Немецкая классическая философия
Тема 5. Немецкая классическая философия
Вопросы к лекции:
1. Основные проблемы и достижения немецкой классической философии; 2. Немецкая классическая философия И.Канта, Ф.Гегеля, Л.Фейербаха
3. Философия марксизма.
Вопросы к семинару:
1. Критическая философия Иммануила Канта
2. Система абсолютного идеализма и диалектический метод Гегеля
3. Антропологический материализм Фейербаха.
Понятия по теме:
Вопросы к лекции:
1. Основные проблемы и достижения немецкой классической философии; 2. Немецкая классическая философия И.Канта, Ф.Гегеля, Л.Фейербаха
3. Философия марксизма.
Вопросы к семинару:
1. Критическая философия Иммануила Канта
2. Система абсолютного идеализма и диалектический метод Гегеля
3. Антропологический материализм Фейербаха.
Понятия по теме:
Чувственность — способность воспринимать чувствами, иметь чувственные восприятия, ощущения. Чувственное восприятие - с научной точки зрения восприятие является процессом, в результате которого связь ощущений переходит в сознание и занимает в поле сознания свое место.
Явление — вообще все, что чувственно воспринимаемо, особенно бросающееся в каком-то отношении в глаза (напр., какое-либо явление природы). С точки зрения теории познания явление есть выражение, свидетельство наличия чего-то другого; так, высокая температура есть явление болезни, т. е. болезнь извещает о себе посредством высокой температуры, она проявляется через эту температуру.
Категорический императив - философский термин, характеризующий нравственный закон в этике Канта. Императивом (лат. Imperativus - повелительный) Кант называет предложение, имеющее форму повеления. "Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства". "Человек должен быть всегда целью твоих нравственных действий и никогда только средством".
Абсолютная идея — идея, выражающая полноту всего сущего. Философский термин, введённый Г. В. Ф. Гегелем. Является следствием основополагающей идеи онтологии Гегеля — тождества бытия и мышления.
Отчуждение - (англ. alienation) — это процесс отделения от людей процесса и результатов их деятельности (деятельность понимается широко, как любая социальная деятельность), которые становятся неподвластными человеку и даже господствующими над ним. В результате этого люди становятся чуждыми миру, в котором живут.
Логика (греч. logos — слово, рассуждение, понятно, разум) — наука о формах, законах и методах познавательной деятельности; способность правильно (логически) мыслить.
«Хитрость разума», о которой говорит Гегель, превращается в сознательную практику полезной лжи. Ложь есть главная основа так называемых тоталитарных государств, без организованной лжи они никогда не могли бы быть созданы. Ложь внушается, как священный долг, долг в отношении к избранной расе, в отношении к могуществу государства, в отношении к избранному классу.
Антропологический принцип - философский принцип, означающий внеисторическое рассмотрение человека как части природы, как неизменяющегося естественного существа, наделенного материальными и духовными качествами.
Немецкая философия XIX в
1. Классическая немецкая философия. Кант и Гегель
2. Антропологический материализм Фейербаха
3. Философия марксизма.
1.Немецкая философия XIX в. - уникальное
явление мировой философии.
• глубоко исследовать проблемы, веками мучающие
человечество, и прийти
к таким выводам, которые определили все будущее развитие философии;
• совместить в себе почти все известные в тот период
философские направления - от субъективного
идеализма до вульгарного материализма и иррационализма;
•
открыть десятки имен выдающихся философов, которые вошли в "золотой
фонд" мировой философии (Кант, Фихте, Гегель,
Маркс, Энгельс, Шопенгауэр, Ницше и др.).
В целом в немецкой философии XIX в. можно выделить следующие основные направления:
• материализм (середина и вторая половина XIX в.);
• иррационализм (вторая половина и конец XIX в.),
"философия жизни".
Немецкая
классическая философия получила
особое распространение в конце XVIII -
первой половине XIX вв. Ее основу
составило творчество пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени:
• Иммануила Канта (1724 - 1804);
•Иоганна Фихте (1762-1814);
• Фридриха Шеллинга (1775 - 1854);
•Георга Гегеля (1770-1831);
• Людвига Фейербаха (1804-1872).
В немецкой классической философии были
представлены три ведущих философских направления:
• субъективный идеализм (Фихте);
• материализм (Фейербах). .
Немецкая классическая философия
разработала несколько общих проблем, что позволяет говорить о ней как о
целостном явлении.
Она:
• повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к
исследованию человеческой сущности;
• особое внимание уделила проблеме развития;
• значительно обогатила логико-теоретический аппарат
философии;
• взглянула на историю как целостный процесс.
Основоположником немецкого классического идеализма считается Иммануил Кант (1724 - 1804) - немецкий (прусский) философ,
профессор Кенигеберского университета.
Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:
• докритический (до начала
70-х гг. XVIII в.);
В течение докритического периода философский интерес И. Канта был направлен на проблемы
естествознания и природы.
В более поздний, критический период интерес Канта сместился на вопросы деятельности разума,
познания, границ познания, логики, этики,
социальной философии. Свое наименование критический
период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных философских произведений Канта:
• "Критика чистого разума";
• "Критика практического разума";
• "Критика способности суждения".
Важнейшими проблемами
философских исследований Канта докритическою
периода были проблемы бытия, природы, естествознания.
Новаторство Канта при исследовании данных проблем заключается в том, что он
был одним из первых философов, который, рассматривая данные проблемы, большое
внимание уделил проблеме развития.
Философские выводы Канта были
революционными для его эпохи:
• Солнечная система возникла из большого
первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате
вращения данного облака, которое стало возможным благодаря движению и взаимодействию
(притяжению, отталкиванию, столкновению)
составлявших его частиц.
•
природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а нс вечна и неизменна,
она находится в постоянном изменении и развитии;
•движение и покой относительны;.
В то же время идеи Канта несут в себе
отпечаток мировоззрения того времени:
• механические законы изначально не заложены в материи,
а имеют свою внешнюю причину;• данной
внешней причиной (первоначалом) является Бог.
Несмотря на это, современники Канта
считали, что его открытия (особенно о возникновении Солнечной системы и
биологической эволюции человека) по своей значимости
соизмеримы с открытием Коперника (вращение Земли вокруг Солнца).
В основе философских исследований Канта критического
периода (начало 70-х гг. XVIII в. и до
1804 г.) лежит проблема познания.
В своей книге
"Критика чистого разума" Кант отстаивает идею
агностицизма - невозможности познания окружающей действительности.
Большинство философов до Канта видело в
качестве главной причины трудностей познания именно объект познавательной
деятельности -бытие, Окружающий мир, который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант же
выдвигает гипотезу, согласно которой причиной
трудностей при познании является не окружающая действительность - объект, а субъект познавательной деятельности - человек, а точнее, его разум.
Познавательные
возможности (способности) человеческого разума ограничены (то есть
разум неможет-всего). Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств
пытается выйти за собственные рамки (возможности)
познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия.
Данные неразрешимые противоречия, которых Кантом было обнаружено четыре. Кант назвал
антиномиями.
Первая антиномия - ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОСТРАНСТВА
Мир имеет начало во времени Мир не имеет начала во времени
Вторая антиномия - ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ
Существуют только простые элементы В мире нет ничего простого.
и то, что состоит из простых.
Третья антиномия - СВОБОДА И ПРИЧИННОСТЬ
Существует не только причинность Свободы не
существует. Все в мире
по законам природы, но и свобода, совершается
в силу строгой причинности по законам природы.
Четвертая
антиномия - НАЛИЧИЕ БОГА
Есть Бог -
безусловно необходимое Бога нет. Нет
никакого абсолютно
С помощью разума можно логически доказать, одновременно оба противоположных положения
антиномий - разум заходит в тупик.
Наличие антиномий, по Канту, -
доказательство наличия границ познавательных способностей разума.
Также в "Критике чистого разума"
И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и
выделяет три понятия, характеризующих знание:
• апостериорное знание;
• априорное знание;
• "вещь в
себе".
Апостериорное знание - то знание, которое
получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только
предположительным, но не достоверным, поскольку
каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на
практике, и не всегда такое знание истинное. Например, человек из опыта знает,
что все металлы плавятся, однако теоретически могут встретиться
металлы, не подверженные плавлению; или "все
лебеди белые", но иногда в природе могут встретиться и черные,
следовательно, опытное (эмпирическое, апостериорное) знание может давать осечки,
не обладает полной достоверностью и не может претендовать на всеобщность.
Априорное
знание - доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально
и не требует никакого опытного доказательства. Например: "Все тела
протяженные", "Человеческая жизнь протекает во времени",
"Все тела имеют массу". Любое из этих положений очевидно и абсолютно
достоверно как с опытной проверкой, так и без нее. Нельзя, например, встретить
тело, не имеющее размеров или без массы, жизнь живого человека, протекающую вне
времени. Только априорное (доопытное) знание абсолютно достоверно и надежно,
обладает качествами всеобщности и необходимости.
Следует оговориться: теория Канта об
априорном (изначально истинном) знании была полностью логичной в эпоху Канта,
однако открытая А. Энштейном в середине XX в. теория относительности поставила ее под
сомнение.
"Вещь
в себе" -
одно из центральных понятий всей философии Канта. "Вещь в себе" - это внутренняя сущность вещи, которая
никогда не будет познана разумом.
Кант выделяет схему познавательного
процесса, согласно которой:
• внешний мир первоначально осуществляет воздействие на органы чувств человека;
• органы чувств человека принимают образы внешнего мира в виде ощущений,
•
человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы,
ощущения в систему, в результате чего в человеческом разуме возникает
целостная картина окружающего мира;
• целостная картина окружающего мира, возникающая в
разуме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разумом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет
ничего общего с реальным миром,
• реальный мир,
образы которого воспринимают разум и чувства, является "вещью в
себе" - субстанцией, которая
абсолютно не может быть понята разумом;
•
человеческий разум может лишь познать
образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира - "вещей в себе", но не их внутреннюю сущность.
Таким образом, при познании разум
наталкивается на две непроницаемые границы:
• собственные (внутренние для разума) границы, за которыми
возникают неразрешимые противоречия -
антиномии;
• внешние границы -
внутреннюю сущность вещей в себе.
Само человеческое сознание (чистый разум),
принимающее сигналы -образы от
непознаваемых "вещей в себе" -
окружающего мира, также, по Канту, имеет свою структуру,
которая включает в себя:
•
формы чувственности;
•
формы рассудка;
• формы разума.
Чувственность - первый уровень сознания. Формы чувственности - пространство и время. Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует
ощущения, размещая их в пространстве и времени.
Рассудок -
следующий уровень сознания. Формы рассудка - категории -
предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и
систематизация первоначальных ощущений, размещенных в "системе координат", пространства и времени. (Примеры категорий - количество,
качество, возможность, невозможность, необходимость)
Разум -
высший уровень сознания. Формами разума
являются окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др.
Философия, по Канту, является наукой о
данных (высших) идеях.
Большая заслуга Канта перед философией в
том, что им было выдвинуто учение о категориях (в переводе
с греческого - высказываниях) -предельно общих
понятиях, с помощью которых можно описать и к которым можно свести все сущее.
(То есть нет таких вещей или явлений окружающего мира, которые не обладали бы
признаками, характеризуемыми данными категориями.) Таких категорий Кант выделяет двенадцать и
делит их на четыре класса по три в каждом. Данными классами являются:
• количество;
• качество;
• отношение;
• модальность.
• количества -
единство, множество, цельность;
• качества -
реальность, отрицание, ограничение;
• отношения -
субстанциональность (присущность) и акциденция (самостоятельность);
причина и следствие; взаимодействие;
• модальность -
возможность и невозможность, существование и несуществование,
необходимость и случайность. Система категорий также имеет свою внутреннюю структуру: первые две категории каждого из четырех
классов - противоположные характеристики
свойства класса, третьи - их синтез.
Например, крайними противоположными характеристиками количества являются
единство и множество, их синтезом -
цельность; качества - реальность и отрицание
(нереальность), их синтез-ограничение и т.д.
Согласно Канту с помощью категорий -
предельно общих характеристик всего сущего -
рассудок осуществляет свою деятельность: располагает по "полочкам
разума" хаос первоначальных ощущений, благодаря чему является возможной
упорядоченная мыслительная деятельность.
Наряду с
"чистым разумом" - сознанием, осуществляющим мыслительную деятельность и
познание. Кант выделяет "практический разум", под
которым понимает нравственность и также подвергает его критике в своем другом
ключевом произведении - "Критика
практического разума".
Главные вопросы "Критики практического разума":
• Какой должна быть мораль?
" Что есть моральное (нравственное)
поведение человека? . Осмысливая данные вопросы, Кант
приходит к следующим выводам:
• чистая нравственность - признанное всеми
добродетельное общественное сознание, которое
отдельный индивид воспринимает как свое
собственное;
•
между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступками, побуждениями, интересами
людей) существует сильное противоречие;
• мораль, поведение человека должны
быть независимы от всяких внешних условий и должны подчиняться только
моральному закону.
И. Кант следующим
образом сформулировал моральный закон, который имеет высший и безусловный
характер, и назвал его категорическим императивом: "Поступай
так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего
законодательства". В настоящее время
моральный закон (категорический императив), сформулированный Кантом,
понимается следующим образом:
• человек должен относиться к другому человеку (как и
он - мыслящему существу и уникальной
личности) только как к цели, а не как к средству.
В своей
третьей книге критического периода -
"Критика способности суждения" -
Кант выдвигает идею всеобщей целесообразности:
• целесообразности в эстетике (человек наделен
способностями, которые должен максимально успешно использовать
в различных сферах жизни и культуры);
• целесообразности в
природе (все в природе имеет свой смысл -
в организации живой природы, организации неживой
природы, строении организмов, размножении,
развитии);
• целесообразности духа (наличие Бога).
• дано основанное на науке (механике Ньютона)
объяснение возникновения Солнечной системы (из
вращающейся туманности разряженных в пространстве элементов);
• выдвинута идея о наличии границ познавательной
способности разума человека (антиномии, "вещи в себе");
• выведено двенадцать категорий - предельно общих понятий, которые составляют каркас мышления;
•
сформулирован категорический императив -моральный закон;
• осуждены войны, предсказан "вечный мир" в
будущем, основанный на экономической невыгодности войн и их правовом запрете.
Георг
Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831) - профессор Гейдельбергекого, а затем Берлинского университетов,
был одним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и
в Европе, ярким представителем немецкого классического идеализма.
Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны:
•
теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является абсолютная
идея - Мировой дух);
• диалектика как всеобщий философский метод. К
важнейшим философским трудам Гегеля относятся:
•
"Феноменология духа";
• "Наука логики";
•
"Философия права".
Главная идея онтологии (учения о бытии)
Гегеля - отождествление бытия и мышления.
В результате данного отождествления Гегель выводит - особое философское понятие -
абсолютной идеи.
Абсолютная
идея - это:
единственно существующая подлинная реальность;
• первопричина всего окружающего мира, его предметов и
явлений;
• Мировой дух, обладающий
самосознанием и способностью творить:
Следующим ключевым
онтологическим понятием философии Гегеля является отчуждение.
Абсолютный дух, о котором нельзя сказать
ничего определенного, отчуждает себя в виде:
• окружающего мира;
• природы;
• человека;
• а затем, после отчуждения через мышление и
деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к самому себе: то есть ' происходит
круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсолютный)
дух - отчуждение - окружающий мир и человек -
мышление и деятельность человека -
реализация духом самого себя через мышление и деятельность человека - возвращение Абсолютного духа к самому себе.
Само отчуждение включает в себя:
• творение материи из воздуха;
• сложные отношения между объектом (окружающим миром) и
субъектом (человеком) - через
человеческую деятельность Мировой дух опредмечивает
себя;.
• искажение, неправильное понимание человеком окружающего мира.
Человек в онтологии (бытии) Гегеля
играет особую роль. Он - носитель абсолютной вдеи. Сознание
каждого человека - частица Мирового духа.
• проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов;
• целенаправленно и
закономерно движется - действия, поступки
человека, ход истории;
• познает себя через познавательную деятельность
человека;
• творит - в виде результатов
материальной и духовной культуры, созданной человеком.
Историческая заслуга Гегеля перед
философией заключается в том, Что им
впервые было четко сформулировано понятие диалектики.
Диалектика, по Гегелю, - основополагающий закон развития и существования
Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диалектики в том,
что:
• все - Мировой
дух, "конечный дух" - человек,
предметы и явления окружающего мира, процессы - содержит в себе противоположные начала
(например, день и ночь, тепло и холод);
• данные начала находятся в противоречии по отношению
друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути
и взаимодействуют;
• единство и борьба противоположностей - основа развития и существования всего в
мире (то есть основа всеобщего существования и развития).
•существует определенный тезис (утверждение, форма бытия);
• данному тезису всегда находится антитезис - его
противоположность;
• в результате взаимодействия
двух противоположных тезисов получается синтез - новое утверждение, которое, в свою очередь, становится тезисом, но на более высоком уровне развития,
• данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз
в результате синтеза противоположных тезисов
образуется тезис все более и более высокого уровня.
В качестве самого первого тезиса, с которого начинается всеобщее развитие, Гегель выделяет тезис "бытие" (то есть то, что
существует). Его антитезис -'"небытие"
("абсолютное ничто"). Бытие и небытие
дают синтез - "становление",
который является новым тезисом. Далее развитие продолжается по восходящей линии
по указанной схеме. По Гегелю, противоречие -
не зло, а благо. Именно противоречия являются движущей силой прогресса. Без
наличия противоречий, их единства и борьбы развитие
невозможно.
В своих исследованиях Гегель стремится
понять:
• философию природы;
• философию духа; .
• философию истории;
• а значит, и их
сущность.
Природу
(окружающий мир) Гегель понимает как инобытие идеи
(то есть антитезис идеи, другую форму существования идеи). Дух, по Гегелю,
имеет три разновидности:
• субъективный дух;
• объективный дух;
• абсолютный дух.
Субьективный дух - душа, сознание отдельного человека
("дух для себя").
Объективный дух - следующая ступень духа, "дух общества в
целом". Выражением объектов нового духа является право - данный свыше, изначально существующий как
идея (поскольку свобода заложена в самом человеке) порядок взаимоотношений
между людьми. Право - реализованная идея
свободы. Другим наряду с правом выражением объективного духа являются
нравственность, гражданское общество, государство.
Абсолютный дух - высшее
проявление духа, вечно действительная истина. Выражением Абсолютного духа
являются:
• искусство;
• философия.
Искусство -
непосредственное отображение человеком абсолютной идеи. Среди людей, согласно
Гегелю, "увидеть" и отобразить абсолютную идею могут лишь талантливые
и гениальные люди, в силу этого они
являются творцами искусства.
Религия -
антитезис искусства. Если искусство -
абсолютная идея, "увиденная" гениальными
людьми, то религия - абсолютная идея,
открытая человеку Богом в виде откровения.
Философия -синтез искусства и религии, высшая ступень развития и
понимания абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и в то же время понятое
гениальными людьми - философами.
Философия - полное раскрытие всех истин,
познания Абсолютным духом самого себя ("мир, схваченный мыслью" -
по Гегелю), соединение начала абсолютной идеи . с
ее концом, высшее знание.
Согласно Гегелю предмет философии должен
быть шире, чем это традиционно принято, и должен включать в себя:
• философию природы;
• антропологию;
• психологию;
• логику;
• философию государства;
• философию гражданского общества;
• философию права;
• философию истории;
•
диалектику-как истину всеобщих законов и принципов.
История, по Гегелю, процесс самореализации Абсолютного духа.
Поскольку Абсолютный дух включает в себя идею свободы, вся история есть
процесс завоевания человеком все большей и большей свободы. В этой связи Гегель делит всю историю
человечества на три больших эры:
•
восточную;
•
антично-средневековую;
• германскую.
Восточная эра (эпоха Древнего Египта, Китая и т.д.)- такой период истории, когда в обществе осознает
себя, пользуется свободой и всеми благами жизни лишь один человек - фараон, китайский император и т.д., а все
остальные являются его рабами и слугами.
Антично-средневековая эра - период, когда себя
стала осознавать уже группа людей (глава государства, окружение, военачальники,
аристократия, феодалы), однако основная масса подавлена и не свободна, зависит
от "верхушки" и служит ей.
Германская эра - современная Гегелю эпоха,
когда себя осознают и свободны все.
• государство -
форма существования Бога в мире;
• право - наличное
бытие (воплощение) свободы;
• общие интересы выше частных, и отдельный человек, его
интересы могут быть принесены в жертву общему благу;
• богатство и бедность естественны и неизбежны, это
данная свыше реальность, с которой нужно мириться;
• противоречия, конфликты в обществе- не зло, а благо,
двигатель прогресса;
• противоречия и конфликты между государствами, войны - двигатель прогресса во всемирно-историческом
масштабе;
• "вечный мир" приведет к загниванию и
моральному разложению; регулярные войны, наоборот, очищают дух нации.
Один из важнейших философских выводов
Гегеля о бытии и сознании в том, что противоречия
между бытием (материей) и идеей (сознанием, разумом) не существует. Разум,
сознание, идея обладает бытием, а бытие -сознанием. Все разумное действительно, а все действительное разумно.
2.Философия
Людвига Фейсрбаха (1804 - 1872) считается завершающим этапом немецкой классической
философии, видными представителями которой были
Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте,
и началом материалистической эпохи в
немецкой и мировой философия.
Главное направление философии Фейербаха - критика
немецкого классического идеализма в обоснование материализма.
Материализм как направление философии
возник задолго до Фейербаха (Древняя Греция -
Демокрит и Эпикур; Англия нового времени - Бэкон, Локк;
Франция - просветители-материалисты),
однако указанные материалистические философские школы
были, главным образом, внутренним национальным явлением своего времени и
отличались непоследовательностью и противоречиями, находились под сильным
влиянием теологии, искали .компромисс между
материалистическими идеями и существованием Бога (формой подобного компромисса
был, в частности, деизм).
Философия Людвига Фейербаха стала первым
случаем глубоко последовательного материализма, основными чертами которого
были:
• полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от
многовекового религиозного влияния;
• попытка объяснить Бога'и
религию с материалистической точки зрения, исходя из человеческой природы;
• материалистическое, с учетом новейших достижений
науки объяснение проблем окружающего мира и человека;
• убеждение в познаваемости окружающего мира.
Философия Фейербаха
стала водоразделом между немецкой классической философией и немецким
материализмом XIX в., предтечей марксизма. Сформировавшаяся под большим
влиянием философии Фейербаха марксистская философия (К. Маркс, Ф. Энгельс) вышла за национальные рамки Германии и
стала общемировой философией, особенно популярной в середине и конце XIX - первой половине XX вв. В ряде стран, пошедших по коммунистическому пути развития
(СССР, Китай, Восточная Европа, некоторые страны Азии и Африки),
материалистическая философия (выросшая на основе философии Фейербаха, Маркса,
Энгельса и др.) стала официальной и общеобязательной.
Ранний период философии Фейербаха
характерен критикой идеалистической философии, особенно Гегеля. Так, Фейербах:
• отвергает идею
тождества бытия и мышления; '
• логически доказывает невозможность отчуждения (превращения)
абсолютной идеи в материальный мир -
окружающий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея - лишь догадка разума, выдумка Гегеля; '
• не признает единства философии и-религии;
• отвергает диалектику (ошибка Фейербаха). Философию
Гегеля Фейербах считает искусственной, подверженной предрассудкам, обращенной в
прошлое, не соответствующей новейшим достижениям науки.
В противовес объективному идеализму Гегеля
Фейербах выдвинул теорию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что:
• единственно существующими реальностями являются природа и человек;
• человек является частью природы;
• человек есть единство материального и духовного;
• человек должен стать главным интересом философии;
• идея существует не сама по себе, а есть продукт
сознания человека;
• Бога как отдельной и самостоятельной реальности не
существует; Бог -плод воображения
человека;
•
природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима
и никем не уничтожима;
• все, что нас окружает (предметы, явления), - различные проявления, материи.
Особое место в философии Фейербаха
занимает проблема Бога. В отличие от прежних
философов-материалистов, искавших компромисс между своими материалистическими
взглядами и идей существования Бога, -деистов
и др., Фейербах выступает с атеистических позиций, тесно увязывает проблему
Бога с антропологией.
Религия -
глубоко разработанная мифологически-фантастическая
идеология и не имеет ничего общего с реальностью;
распространение религии стало возможным благодаря невежеству человека, его
тяжелым жизненным условиям; корни религии - в чувстве бессилия человека перед внешним миром,
его зависимости от него и незащищенности; мысль о Боге - сверхсильном разумном существе -
утешает человека, притупляет его страх и аффекты; Бог - идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел
бы себя видеть человек; необходимо отбросить традиционную религию
(христианство, мусульманство и т.д.) и заменить ее религией любви людей к друг Другу и религией любви внутри семьи как
наиболее отвечающей природе.человека;
Также Л. Фейербахом
были затронуты вопросы позямия
(гносеология).
Фейербах был оппонентом И. Канта, который
выдвинул теорию об ограниченных познавательных
способностях разума человека и непознаваемости внутренней сущности вещей и
явления окружающего мира (агностицизм). Наоборот, согласно Фейербаху окружающий мир познаваем, а познавательные
возможности разума безграничны. Однако безграничность возможностей познания
разума наступает не сразу, а развивается постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического
прогресса. "То, что не познаем мы,
познают наши потомки".
Основу познания, по Фейербаху, составляют
субъективные чувственные ощущения, в основе которых лежит объективная
реальность и которые осознаются разумом. Таким
образом, гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при
соединении и уравнении эмпирического и
рационального подходов.
3 Марксистская
философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 -
1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 -1895) во второй половине XIX в. и является
составной частью более широкого учения -
марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику
(политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).
Философия марксизма дала ответы на многие
жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое
распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и
завоевала большую популярность в конце XIX -
первой половине XX вв.
В ряде стран (СССР, социалистические
страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возведена в
ранг официальной государственной идеологии и была превращена в догму.
•
предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских
материалистов XVII в. - Бэкона, Гоббса и
Локка, французских просветителей XVIII в., и
особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIX
в.);
•
бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохране-. ния материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие
клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа,
паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере
производства, механизация труда);
•
крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство,
идеи французского Просвещения), их Невозможность воплощения в реальной жизни;
• нарастание социально-классовых противоречий и
конфликтов (революция 1848 - 1849 гг., реакция, войны.
Парижская коммуна.1871 г.);
• кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение
буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и
нравственности).
Главными произведениями
основателей марксизма являются:
•
"Тезисы о Фейербахе" К. Маркса;
• "Капитал" К. Маркса;
• "Экономическо-философские рукописи 1844 г." К. Маркса;
• "Манифест Коммунистической партии" К.
Маркса и Ф. Энгельса;
•
"Святое семейство" и "Немецкая идеология" К. Маркса и Ф. .Энгельса; \/ "Диалектика природы" "Анти-Дюринг"; / "Роль
труда в процессе превращения обезьяны в человека"
"Происхождение семьи, частной собственности и государства" Ф. Энгельса.
Марксистская философия материалистична по
своему характеру и состоит из двух больших разделов -
диалектического материализма и исторического материализма (нередко
исторический материализм рассматривается как часть диалектического).
Философским новаторством К. Маркса и Ф.
Энгельса стало материалистическое понимание истории
(исторический материализм). Суть исторического
материализма в следующем:
" на
каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей
жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа
собственного труда, материальное производство, распределение);
' производственные отношения, уровень производительных сил
образуют экономическую систему,
которая является базисом для
институтов государства и общества, общественных отношений;
указанные государственные и общественные
институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому
базису,
• базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;
• в зависимости от уровня развития производительных сил и
производственных отношение, определенного типа
базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации - первобытнообщинный строй
(низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки
общества); рабовладельческое общество
(экономика основана на рабстве); азиатский
способ производства - особая общественно-экономическая
формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко
управляемом государством труде свободных людей,
феодализм (экономика основана
на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (промышленное производство,
основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств
производства наемных рабочих); -социалистическое (коммунистическое)
общество- общество будущего, ^основанное на
свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности
на средства производства;
• рост уровня производственных сил приводит к изменению
производственных отношений и смене обществеяно-экономических
формаций и общественно-политического строя;
• уровень экономики, материальное производство,
производственные отношения определяют судьбу
государства и общества, ход истории.
В основу диалектического
материализма Маркса и
Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на
совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами
с "головы на ноги". Можно выделить следующие основные положения
диалектического материализма:
сознание понимается не как самостоятельная
сущность, а как свойство материи отражать саму себя;
материя находится в постоянном движении и развитии;
Комментарии
Отправить комментарий