Тема 5. Немецкая классическая философия

Тема 5. Немецкая классическая философия

Вопросы к лекции:
1. Основные проблемы и достижения немецкой классической философии; 2.  Немецкая классическая философия И.Канта, Ф.Гегеля, Л.Фейербаха  
3. Философия марксизма.

Вопросы к семинару:
1. Критическая философия Иммануила Канта
2. Система абсолютного идеализма и диалектический метод Гегеля
3. Антропологический материализм Фейербаха.

Понятия по теме: 
Чувственность — способность воспринимать чувствами, иметь чувственные восприятияощущения. Чувственное восприятие - с научной точки зрения восприятие является процессом, в результате которого связь ощущений переходит в сознание и занимает в поле сознания свое место
Явление — вообще все, что чувственно воспринимаемо, особенно бросающееся в каком-то отношении в глаза (напр., какое-либо явление природы). С точки зрения теории познания явление есть выражение, свидетельство наличия чего-то другого; так, высокая температура есть явление болезни, т. е. болезнь извещает о себе посредством высокой температуры, она проявляется через эту температуру.
Категорический императив - философский термин, характеризующий нравственный закон в этике Канта. Императивом (лат. Imperativus - повелительный) Кант называет предложение, имеющее форму повеления. "Поступай так, чтобы максима твоей воли могла стать принципом всеобщего законодательства". "Человек должен быть всегда целью твоих нравственных действий и никогда только средством".
Абсолютная идея — идея, выражающая полноту всего сущего. Философский термин, введённый Г. В. Ф. Гегелем. Является следствием основополагающей идеи онтологии Гегеля — тождества бытия и мышления.
Отчуждение - (англ. alienation) — это процесс отделения от людей процесса и результатов их деятельности (деятельность понимается широко, как любая социальная деятельность), которые становятся неподвластными человеку и даже господствующими над ним. В результате этого люди становятся чуждыми миру, в котором живут.
Логика (греч. logos — слово, рассуждение, понятно, разум) — наука о формах, законах и методах познавательной деятельности; способность правильно (логически) мыслить. 
«Хитрость разума», о которой говорит Гегель, превращается в сознательную практику полезной лжи. Ложь есть главная основа так называемых тоталитарных государств, без организованной лжи они никогда не могли бы быть созданы. Ложь внушается, как священный долг, долг в отношении к избранной расе, в отношении к могуществу государства, в отношении к избранному классу. 
Антропологический принцип - философский принцип, означающий внеисторическое рассмотрение человека как части природы, как неизменяющегося естественного существа, наделенного материальными и духовными качествами. 


Немецкая философия XIX в

1.   Классическая немецкая философия. Кант и Гегель
2.   Антропологический материализм Фейербаха
3.   Философия марксизма.

1.Немецкая философия XIX в. - уникальное явление мировой философии.
Уникальность немецкой философии в том, что за чуть более чем 100 лет . ей удалось:
глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человечество, и прийти к таким выводам, которые определили все будущее развитие фило­софии;
совместить в себе почти все известные в тот период философские на­правления - от субъективного идеализма до вульгарного материализма и иррационализма;
открыть десятки имен выдающихся философов, которые вошли в "зо­лотой фонд" мировой философии (Кант, Фихте, Гегель, Маркс, Эн­гельс, Шопенгауэр, Ницше и др.).
В целом в немецкой философии XIX в. можно выделить следующие основные направления:
немецкая классическая философия (первая половина XIX в.);
материализм (середина и вторая половина XIX в.);
иррационализм (вторая половина и конец XIX в.), "философия жизни".
Немецкая классическая философия получила особое распространение в конце XVIII - первой половине XIX вв. Ее основу составило творче­ство пяти наиболее выдающихся немецких философов того времени:
Иммануила Канта (1724 - 1804);
•Иоганна Фихте (1762-1814);
Фридриха Шеллинга (1775 - 1854);
•Георга Гегеля (1770-1831);
Людвига Фейербаха (1804-1872).
В немецкой классической философии были представлены три ведущих философских направления:
объективный идеализм (Кант, Шеллинг, Гегель);
субъективный идеализм (Фихте);
материализм (Фейербах).            .
Немецкая классическая философия разработала несколько общих про­блем, что позволяет говорить о ней как о целостном  явлении. Она:
повернула внимание философии от традиционных проблем (бытие, мышление, познание и др.) к исследованию человеческой сущности;
особое внимание уделила проблеме развития;
значительно обогатила логико-теоретический аппарат философии;
взглянула на историю как целостный процесс.
Основоположником немецкого классического идеализма считается Им­мануил Кант (1724 - 1804) - немецкий (прусский) философ, профессор Кенигеберского университета.
Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:
докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.);
критический (начало 70-х it. xVIII в. и до 1804 г,).
В течение докритического периода философский интерес И. Канта был направлен на проблемы естествознания и природы.
В более поздний, критический период интерес Канта сместился на воп­росы деятельности разума, познания, границ познания, логики, этики, социальной философии. Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных философских произведений Канта:
"Критика чистого разума";
"Критика практического разума";
"Критика способности суждения".
Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритическою периода были проблемы бытия, природы, естествознания. Нова­торство Канта при исследовании данных проблем заключается в том, что он был одним из первых философов, который, рассматривая дан­ные проблемы, большое внимание уделил проблеме развития.
Философские выводы Канта были революционными для его эпохи:
Солнечная система возникла из большого первоначального облака раз­реженных в космосе частиц материи в результате вращения данного облака, которое стало возможным благодаря движению и взаимодей­ствию (притяжению, отталкиванию, столкновению) составлявших его частиц.
природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а нс вечна и неизменна, она находится в постоянном изменении и развитии;
•движение и покой относительны;.
все живое на земле, в том числе и человек, - результат естественной биологической эволюции. ,
В то же время идеи Канта несут в себе отпечаток мировоззрения того времени:
механические законы изначально не заложены в материи, а имеют свою внешнюю причину; данной внешней причиной (первоначалом) является Бог.
Несмотря на это, современники Канта считали, что его открытия (осо­бенно о возникновении Солнечной системы и биологической эволю­ции человека) по своей значимости соизмеримы с открытием Копер­ника (вращение Земли вокруг Солнца).
В основе философских исследований Канта критического периода (на­чало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.) лежит проблема познания.
В своей книге "Критика чистого разума" Кант отстаивает идею агностицизма - невозможности познания окружающей действительности.
Большинство философов до Канта видело в качестве главной причины трудностей познания именно объект познавательной деятельности -бытие, Окружающий мир, который содержит в себе множество нераз­гаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант же выдвигает гипоте­зу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность - объект, а субъект познавательной дея­тельности - человек, а точнее, его разум.
Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограни­чены (то есть разум неможет-всего). Как только разум человека со сво­им арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные неразрешимые противоречия, которых Кантом было обнаружено четыре. Кант назвал антиномиями.
Первая антиномия - ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОСТРАНСТВА
Мир имеет начало во времени        Мир не имеет начала во времени
и ограничен в пространстве,          и безграничен.
Вторая антиномия - ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ
Существуют только простые элементы В мире нет ничего простого.
и то, что состоит из простых.
Третья антиномия - СВОБОДА И ПРИЧИННОСТЬ
Существует не только причинность    Свободы не существует. Все в мире
по законам природы, но и свобода,    совершается в силу строгой причинности по законам природы.
Четвертая антиномия - НАЛИЧИЕ БОГА
Есть Бог - безусловно необходимое    Бога нет. Нет никакого абсолютно
существо, причина всего сущего.. '    необходимого существа - причины всего сущего.
С помощью разума можно логически доказать, одновременно оба про­тивоположных положения антиномий - разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, - доказательство наличия границ познаватель­ных способностей разума.
Также в "Критике чистого разума" И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание:
апостериорное знание;
априорное знание;
"вещь в себе".
Апостериорное знание - то знание, которое получает человек в резуль­тате опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Например, человек из опыта знает, что все металлы плавят­ся, однако теоретически могут встретиться металлы, не подвержен­ные плавлению; или "все лебеди белые", но иногда в природе могут встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апос­териорное) знание может давать осечки, не обладает полной достовер­ностью и не может претендовать на всеобщность.
Априорное знание - доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства. Например: "Все тела протяженные", "Человеческая жизнь протекает во времени", "Все тела имеют массу". Любое из этих положений очевидно и абсолют­но достоверно как с опытной проверкой, так и без нее. Нельзя, например, встретить тело, не имеющее размеров или без массы, жизнь жи­вого человека, протекающую вне времени. Только априорное (доопыт­ное) знание абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости.
Следует оговориться: теория Канта об априорном (изначально истин­ном) знании была полностью логичной в эпоху Канта, однако откры­тая А. Энштейном в середине XX в. теория относительности поставила ее под сомнение.
"Вещь в себе" - одно из центральных понятий всей философии Канта. "Вещь в себе" - это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.
Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно которой:
внешний мир первоначально осуществляет воздействие на органы чувств человека;
органы чувств человека принимают образы внешнего мира в виде ощущений,
человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате чего в человечес­ком разуме возникает целостная картина окружающего мира;
целостная картина окружающего мира, возникающая в разуме на ос­новании ощущений, есть всего лишь видимый разумом и чувствами об­раз внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром,
реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, являет­ся "вещью в себе" - субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом;
человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира - "вещей в себе", но не их внут­реннюю сущность.
Таким образом, при познании разум наталкивается на две непроница­емые границы:
собственные (внутренние для разума) границы, за которыми возника­ют неразрешимые противоречия - антиномии;
внешние границы - внутреннюю сущность вещей в себе.
Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы -образы от непознаваемых "вещей в себе" - окружающего мира, также, по Канту, имеет свою структуру, которая включает в себя:
формы чувственности;
формы рассудка;
формы разума.
Чувственность - первый уровень сознания. Формы чувственности - про­странство и время. Благодаря чувственности сознание первоначально си­стематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени.
Рассудок - следующий уровень сознания. Формы рассудка - категории - пре­дельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее ос­мысление и систематизация первоначальных ощущений, размещенных в "системе координат", пространства и времени. (Примеры категорий - коли­чество, качество, возможность, невозможность, необходимость)
Разум - высший уровень сознания. Формами разума являются окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др.
Философия, по Канту, является наукой о данных (высших) идеях.
Большая заслуга Канта перед философией в том, что им было выдви­нуто учение о категориях (в переводе с греческого - высказываниях) -предельно общих понятиях, с помощью которых можно описать и к которым можно свести все сущее. (То есть нет таких вещей или явлений окружающего мира, которые не обладали бы признаками, характери­зуемыми данными категориями.) Таких категорий Кант выделяет две­надцать и делит их на четыре класса по три в каждом. Данными классами являются:
количество;
качество;
отношение;
модальность.
(То есть все в мире обладает количеством, качеством,' отношениями, модальностью.) Сами категории:
количества - единство, множество, цельность;
качества - реальность, отрицание, ограничение;
отношения - субстанциональность (присущность) и акциденция (са­мостоятельность); причина и следствие; взаимодействие;
модальность - возможность и невозможность, существование и несу­ществование, необходимость и случайность. Система категорий также имеет свою внутреннюю структуру: первые две категории каждого из четырех классов - противоположные характе­ристики свойства класса, третьи - их синтез. Например, крайними про­тивоположными характеристиками количества являются единство и множество, их синтезом - цельность; качества - реальность и отрица­ние (нереальность), их синтез-ограничение и т.д.
Согласно Канту с помощью категорий - предельно общих характери­стик всего сущего - рассудок осуществляет свою деятельность: располагает по "полочкам разума" хаос первоначальных ощущений, благодаря чему является возможной упорядоченная мыслительная деятельность.
Наряду с "чистым разумом" - сознанием, осуществляющим мыслитель­ную деятельность и познание. Кант выделяет "практический разум", под которым понимает нравственность и также подвергает его критике в своем другом ключевом произведении - "Критика практического разума".
Главные вопросы "Критики практического разума":
Какой должна быть мораль?
" Что есть моральное (нравственное) поведение человека? . Осмысливая данные вопросы, Кант приходит к следующим выводам:
чистая нравственность - признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное;
между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступками, побуждениями, интересами людей) существует сильное противоречие;
мораль, поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий и должны подчиняться только моральному закону.
И. Кант следующим образом сформулировал моральный закон, кото­рый имеет высший и безусловный характер, и назвал его категоричес­ким императивом: "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства". В настоящее время моральный закон (категорический императив), сфор­мулированный Кантом, понимается следующим образом:
человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех;
человек должен относиться к другому человеку (как и он - мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству.
В своей третьей книге критического периода - "Критика способности суждения" - Кант выдвигает идею всеобщей целесообразности:
целесообразности в эстетике (человек наделен способностями, кото­рые должен максимально успешно использовать в различных сферах жизни и культуры);
целесообразности в природе (все в природе имеет свой смысл - в орга­низации живой природы, организации неживой природы, строении орга­низмов, размножении, развитии);
целесообразности духа (наличие Бога).
Историческое значение философии Канта в том, что им было:
дано основанное на науке (механике Ньютона) объяснение возникно­вения Солнечной системы (из вращающейся туманности разряженных в пространстве элементов);
выдвинута идея о наличии границ познавательной способности разума человека (антиномии, "вещи в себе");
выведено двенадцать категорий - предельно общих понятий, которые составляют каркас мышления;
сформулирован категорический императив -моральный закон;
осуждены войны, предсказан "вечный мир" в будущем, основанный на экономической невыгодности войн и их правовом запрете.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770 - 1831) - профессор Гейдельбергекого, а затем Берлинского университетов, был одним из самых авторитетных философов своего времени как в Германии, так и в Евро­пе, ярким представителем немецкого классического идеализма.
Основная заслуга Гегеля перед философией заключается в том, что им были выдвинуты и подробно разработаны:
теория объективного идеализма (стержневым понятием которой явля­ется абсолютная идея - Мировой дух);
диалектика как всеобщий философский метод. К важнейшим философским трудам Гегеля относятся:
"Феноменология духа";
"Наука логики";
"Философия права".
Главная идея онтологии (учения о бытии) Гегеля - отождествление бытия и мышления. В результате данного отождествления Гегель выводит - особое философское понятие - абсолютной идеи.
Абсолютная идея - это:  единственно существующая подлинная реальность;
первопричина всего окружающего мира, его предметов и явлений;
Мировой дух, обладающий самосознанием и способностью творить:
Следующим ключевым онтологическим понятием философии Гегеля является отчуждение.
Абсолютный дух, о котором нельзя сказать ничего определенного, от­чуждает себя в виде:
окружающего мира;
природы;              
человека;
а затем, после отчуждения через мышление и деятельность человека, закономерный ход истории возвращается снова к самому себе: то есть ' происходит круговорот Абсолютного духа по схеме: Мировой (Абсо­лютный) дух - отчуждение - окружающий мир и человек - мышление и деятельность человека - реализация духом самого себя через мышле­ние и деятельность человека - возвращение Абсолютного духа к само­му себе.
Само отчуждение включает в себя:
творение материи из воздуха;
сложные отношения между объектом (окружающим миром) и субъек­том (человеком) - через человеческую деятельность Мировой дух опредмечивает себя;.
искажение, неправильное понимание человеком окружающего мира.
Человек в онтологии (бытии) Гегеля играет особую роль. Он - носитель абсолютной вдеи. Сознание каждого человека - частица Мирового духа.
Через человека Мировой дух: .
проявляет себя в виде слов, речи, языка, жестов;
целенаправленно и закономерно движется - действия, поступки чело­века, ход истории;       
познает себя через познавательную деятельность человека;
творит - в виде результатов материальной и духовной культуры, создан­ной человеком.            
Историческая заслуга Гегеля перед философией заключается в том, Что им впервые было четко сформулировано понятие диалектики.
Диалектика, по Гегелю, - основополагающий закон развития и существо­вания Мирового духа и сотворенного им окружающего мира. Смысл диа­лектики в том, что:                                 
все - Мировой дух, "конечный дух" - человек, предметы и явления ок­ружающего мира, процессы - содержит в себе противоположные нача­ла (например, день и ночь, тепло и холод);
данные начала находятся в противоречии по отношению друг к другу, но, одновременно, едины по своей сути и взаимодействуют;
единство и борьба противоположностей - основа развития и существо­вания всего в мире (то есть основа всеобщего существования и разви­тия).
Развитие происходит от абстрактного к конкретному и имеет следую­щий механизм:
•существует определенный тезис (утверждение, форма бытия);
данному тезису всегда находится антитезис - его противоположность;
в результате взаимодействия двух противоположных тезисов получается синтез - новое утверждение, которое, в свою очередь, становится те­зисом, но на более высоком уровне развития,
данный процесс происходит снова и снова, и каждый раз в результате синтеза противоположных тезисов образуется тезис все более и более высокого уровня.
В качестве самого первого тезиса, с которого начинается всеобщее раз­витие, Гегель выделяет тезис "бытие" (то есть то, что существует). Его антитезис -'"небытие" ("абсолютное ничто"). Бытие и небытие дают син­тез - "становление", который является новым тезисом. Далее развитие продолжается по восходящей линии по указанной схеме. По Гегелю, противоречие - не зло, а благо. Именно противоречия яв­ляются движущей силой прогресса. Без наличия противоречий, их един­ства и борьбы развитие невозможно.
В своих исследованиях Гегель стремится понять:
философию природы;
философию духа;                                         .
философию истории;
а значит, и их сущность.
Природу (окружающий мир) Гегель понимает как инобытие идеи (то есть антитезис идеи, другую форму существования идеи). Дух, по Гегелю, имеет три разновидности:
субъективный дух;
объективный дух;
абсолютный дух.
Субьективный дух - душа, сознание отдельного человека ("дух для себя").
Объективный дух - следующая ступень духа, "дух общества в целом". Вы­ражением объектов нового духа является право - данный свыше, изна­чально существующий как идея (поскольку свобода заложена в самом человеке) порядок взаимоотношений между людьми. Право - реализо­ванная идея свободы. Другим наряду с правом выражением объективного духа являются нравственность, гражданское общество, государство.
Абсолютный дух - высшее проявление духа, вечно действительная ис­тина. Выражением Абсолютного духа являются:
искусство;
религия;                                                        .
философия.          
Искусство - непосредственное отображение человеком абсолютной идеи. Среди людей, согласно Гегелю, "увидеть" и отобразить абсолютную идею могут лишь талантливые и гениальные люди, в силу этого они являют­ся творцами искусства.
Религия - антитезис искусства. Если искусство - абсолютная идея, "уви­денная" гениальными людьми, то религия - абсолютная идея, откры­тая человеку Богом в виде откровения.
Философия -синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и в то же вре­мя понятое гениальными людьми - философами. Философия - полное раскрытие всех истин, познания Абсолютным духом самого себя ("мир, схваченный мыслью" - по Гегелю), соединение начала абсолютной идеи . с ее концом, высшее знание.
Согласно Гегелю предмет философии должен быть шире, чем это тра­диционно принято, и должен включать в себя:
философию природы;
антропологию;
психологию;
логику;
философию государства;
философию гражданского общества;
философию права;
философию истории;
диалектику-как истину всеобщих законов и принципов.
История, по Гегелю, процесс самореализации Абсолютного духа. По­скольку Абсолютный дух включает в себя идею свободы, вся история есть процесс завоевания человеком все большей и большей свободы. В этой связи Гегель делит всю историю человечества на три больших эры:
восточную;
антично-средневековую;
германскую.
Восточная эра (эпоха Древнего Египта, Китая и т.д.)- такой период исто­рии, когда в обществе осознает себя, пользуется свободой и всеми бла­гами жизни лишь один человек - фараон, китайский император и т.д., а все остальные являются его рабами и слугами.
Антично-средневековая эра - период, когда себя стала осознавать уже группа людей (глава государства, окружение, военачальники, аристок­ратия, феодалы), однако основная масса подавлена и не свободна, зависит от "верхушки" и служит ей.
Германская эра - современная Гегелю эпоха, когда себя осознают и свободны все.
Можно также выделить следующие социально-политические взглады Гегеля:
государство - форма существования Бога в мире;
право - наличное бытие (воплощение) свободы;
общие интересы выше частных, и отдельный человек, его интересы могут быть принесены в жертву общему благу;
богатство и бедность естественны и неизбежны, это данная свыше ре­альность, с которой нужно мириться;
противоречия, конфликты в обществе- не зло, а благо, двигатель про­гресса;
противоречия и конфликты между государствами, войны - двигатель прогресса во всемирно-историческом масштабе;
"вечный мир" приведет к загниванию и моральному разложению; регу­лярные войны, наоборот, очищают дух нации.
Один из важнейших философских выводов Гегеля о бытии и сознании в том, что противоречия между бытием (материей) и идеей (сознанием, разу­мом) не существует. Разум, сознание, идея обладает бытием, а бытие -сознанием. Все разумное действительно, а все действительное разумно.
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                2.Философия Людвига Фейсрбаха (1804 - 1872) считается завершающим этапом немецкой классической философии, видными представителями которой были Кант, Гегель, Шеллинг и Фихте, и началом материали­стической эпохи в немецкой и мировой философия.
Главное направление философии Фейербаха - критика немецкого клас­сического идеализма в обоснование материализма.
Материализм как направление философии возник задолго до Фейербаха (Древняя Греция - Демокрит и Эпикур; Англия нового времени - Бэкон, Локк; Франция - просветители-материалисты), однако указанные матери­алистические философские школы были, главным образом, внутренним национальным явлением своего времени и отличались непоследовательно­стью и противоречиями, находились под сильным влиянием теологии, ис­кали .компромисс между материалистическими идеями и существованием Бога (формой подобного компромисса был, в частности, деизм).
Философия Людвига Фейербаха стала первым случаем глубоко после­довательного материализма, основными чертами которого были:
полный разрыв с религией (атеизм) и освобождение от многовекового религиозного влияния;
попытка объяснить Бога'и религию с материалистической точки зре­ния, исходя из человеческой природы;
материалистическое, с учетом новейших достижений науки объясне­ние проблем окружающего мира и человека;
.• большой интерес к социально-политическим вопросам; .
убеждение в познаваемости окружающего мира.
Философия Фейербаха стала водоразделом между немецкой классической философией и немецким материализмом XIX в., предтечей марксизма. Сформировавшаяся под большим влиянием философии Фейербаха мар­ксистская философия (К. Маркс, Ф. Энгельс) вышла за национальные рамки Германии и стала общемировой философией, особенно попу­лярной в середине и конце XIX - первой половине XX вв. В ряде стран, пошедших по коммунистическому пути развития (СССР, Китай, Вос­точная Европа, некоторые страны Азии и Африки), материалистичес­кая философия (выросшая на основе философии Фейербаха, Маркса, Энгельса и др.) стала официальной и общеобязательной.
Ранний период философии Фейербаха характерен критикой идеалис­тической философии, особенно Гегеля. Так, Фейербах:
отвергает идею тождества бытия и мышления; '
логически доказывает невозможность отчуждения (превращения) абсо­лютной идеи в материальный мир - окружающий мир очевиден и осязаем, в то время как абсолютная идея - лишь догадка разума, выдумка Гегеля; '
не признает единства философии и-религии;
отвергает диалектику (ошибка Фейербаха). Философию Гегеля Фейербах считает искусственной, подверженной предрассудкам, обращенной в прошлое, не соответствующей новей­шим достижениям науки.
В противовес объективному идеализму Гегеля Фейербах выдвинул тео­рию антропологического материализма. Суть этой теории в том, что:
единственно существующими реальностями являются природа и человек;
человек является частью природы;
человек есть единство материального и духовного;
человек должен стать главным интересом философии;
идея существует не сама по себе, а есть продукт сознания человека;
Бога как отдельной и самостоятельной реальности не существует; Бог -плод воображения человека;
природа (материя) вечна и бесконечна, никем не сотворима и никем не уничтожима;
все, что нас окружает (предметы, явления), - различные проявления, материи.
Особое место в философии Фейербаха занимает проблема Бога. В отли­чие от прежних философов-материалистов, искавших компромисс между своими материалистическими взглядами и идей существования Бога, -деистов и др., Фейербах выступает с атеистических позиций, тесно увязывает проблему Бога с антропологией.
Религия - глубоко разработанная мифологически-фантастическая иде­ология и не имеет ничего общего с реальностью; распространение религии стало возможным благодаря невежеству че­ловека, его тяжелым жизненным условиям; корни религии - в чувстве бессилия человека перед внешним миром, его зависимости от него и незащищенности; мысль о Боге - сверхсильном разумном существе - утешает человека, притупляет его страх и аффекты; Бог - идеальный образ человека, созданный человеком, это то, чем хотел бы себя видеть человек; необходимо отбросить традиционную религию (христианство, мусуль­манство и т.д.) и заменить ее религией любви людей к друг Другу и религией любви внутри семьи как наиболее отвечающей природе.человека;  
Также Л. Фейербахом были затронуты вопросы позямия (гносеология).
Фейербах был оппонентом И. Канта, который выдвинул теорию об ог­раниченных познавательных способностях разума человека и непозна­ваемости внутренней сущности вещей и явления окружающего мира (агностицизм). Наоборот, согласно Фейербаху окружающий мир позна­ваем, а познавательные возможности разума безграничны. Однако без­граничность возможностей познания разума наступает не сразу, а раз­вивается постепенно, по мере эволюции человека, накопления опыта, роста научно-технического прогресса. "То, что не познаем мы, познают наши потомки".
Основу познания, по Фейербаху, составляют субъективные чувствен­ные ощущения, в основе которых лежит объективная реальность и которые осознаются разумом. Таким образом, гносеология Фейербаха базируется на материалистических принципах при соединении и урав­нении эмпирического и рационального подходов.

3 Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 - 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 -1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более ши­рокого учения - марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую пробле­матику (научный коммунизм).
Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Гер­мании, стала интернациональной) в мире и завоевала большую попу­лярность в конце XIX - первой половине XX вв.
В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возведена в ранг официаль­ной государственной идеологии и была превращена в догму.
Возникновению марксизма и марксистской философии способствовали:
предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпику­ра, английских материалистов XVII в. - Бэкона, Гоббса и Локка, фран­цузских просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-материалис­тическая философия Людвига Фейербаха середины XIX в.);
бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохране-. ния материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочислен­ные открытия в сфере производства, механизация труда);
крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равен­ство, братство, идеи французского Просвещения), их Невозможность воплощения в реальной жизни;
нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 - 1849 гг., реакция, войны. Парижская коммуна.1871 г.);
кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности).
Главными произведениями основателей марксизма являются:
"Тезисы о Фейербахе" К. Маркса;
"Капитал" К. Маркса;
"Экономическо-философские рукописи 1844 г." К. Маркса;
"Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Энгельса;
"Святое семейство" и "Немецкая идеология" К. Маркса и Ф. .Энгельса; \/ "Диалектика природы" "Анти-Дюринг"; / "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" "Происхождение семьи, частной собственности и государства" Ф. Эн­гельса.
Марксистская философия материалистична по своему характеру и со­стоит из двух больших разделов - диалектического материализма и исто­рического материализма (нередко исторический материализм рассмат­ривается как часть диалектического).
Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторический материализм). Суть исто­рического материализма в следующем:                              
" на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, ма­териальное производство, распределение);
' производственные отношения, уровень производительных сил образу­ют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений;
указанные государственные и общественные институты, обществен­ные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к эко­номическому базису,
базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;
в зависимости от уровня развития производительных сил и производ­ственных отношение, определенного типа базиса и надстройки выде­ляются общественно-экономические формации - первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных от­ношений, зачатки общества); рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский способ производства - особая обще­ственно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде сво­бодных людей, феодализм (экономика основана на крупной зе­мельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (про­мышленное производство, основанное на труде свободных, но не яв­ляющихся собственниками средств производства наемных рабочих); -социалистическое (коммунистическое) общество- общество будущего, ^основанное на свободном труде равных людей при государственной (об­щественной) собственности на средства производства;
рост уровня производственных сил приводит к изменению производ­ственных отношений и смене обществеяно-экономических формаций и общественно-политического строя;
уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.
В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была поло­жена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с "головы на ноги". Можно выде­лить следующие основные положения диалектического материализма:
 основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);
 сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свой­ство материи отражать саму себя;
материя находится в постоянном движении и развитии;
Бога нет. Он является идеальным образом, плодом человеческой фан­тазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает чело­вечеству (особенно его невежественной, части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;
материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;
развитие происходит по законам диалектики - единства и борьбы проти­воположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

19.05.2020 лекция для ПСА Тема 12. Человек, его ценности и смысл бытия

Тема 8: Философская категория бытия. Материя, ее основные свойства.