Тема 8: Философская категория бытия. Материя, ее основные свойства.

Тема 8 Философская категория бытия. Материя, ее основные свойства.

Вопросы к лекции:
1.   Категория бытия. Основные формы философии.
2.   Категория материя и ее развитие в истории философии.

Вопросы к семинару:
1.      Понятие «картина мира». Проблема построения картины мира в философии. Категория бытия.
2.      Материальное и идеальное бытие.
3.      Философское учение о материи. Проблема единства мира. Концепции развития. Связи и закономерности бытия. 

Учение о бытии
1.   Категория бытия. Основные формы философии.
2.   Категория материя и ее развитие в истории философии.
3.   Понятие субстанции. Монизм, дуализм, плюрализм в объяснении мира.
4.   Движение, пространство и время.
1. Исходным положением философии является призна­ние материальности мира, его несотворимости и неуничтожимости, вечности существования во времени и беско­нечности в пространстве, признание его непрерывного са­моразвития.
Какие аргументы вы привели бы в защиту положения о вечности, неуничтожимости материи и движения?
В современной науке и философии понятие «мир» рас­сматривается в двух значениях: во-первых: мир как объек­тивная реальность, которая существует независимо от че­ловеческого познания. Он охватывает галактику и метага­лактики. Такой мир характеризуется как бесконечный во времени и беспредельный в пространстве, он не имеет ни начала, ни конца. Мир в этом понимании настолько огро­мен, что превосходит всякие фантазии. И, во-вторых, «мир» понимают как окружающий человека мир, который является огромным полем действия человека. Такой мир прямо или косвенно влияет на жизнь человека, преобразу­ет ее. Этот мир полон опасности и неожиданности, необ­ходимости и случайности, возможности и невозможно­сти... Человек с этим миром находится в вечном контакте. С одной стороны, человек преобразует его, а с другойсам испытывает его влияние.
Мир состоит из двух отличных друг от друга частей: природы, которую человек не создавал и которая сущест­вует независимо от него, и культуры, которая является результатом духовной и практической деятельности че­ловека.
Мир в первом значении является предметом изучения разных (в том числе и специальных) наук, а философия имеет дело со вторым пониманием мира.
БЫТИЕ. Мир существует как непреходящее единство вне и независимо от воли и сознания человека. Человек в повседневной жизни, практической деятельности скло­нен к поиску своего единства с природой, с другими людь­ми, с обществом. В то же время ему достаточно очевидны существенные различия между вещным и духовным, приро­дой и обществом, между собой и другими людьми. И все же человеку важно найти и обрести общее между различ­ными целостностями окружающего мира.
Подход к миру как единству многообразного природ­но-вещного и духовного обязательно должен был родиться в человеческой практике, а затем стать и проблемой культу­ры. Основной аспект философской проблемы бытия со­стоит в следующем: природа, человек, мысли, идеи, общество равно существуют; различные по формам своего су­ществования, они, прежде всего благодаря своему сущест­вованию образуют целостное единство бесконечного, непреходящего мира. Иными словами, существование все­го, что есть, было и будет в мире предпосылка единства мира.
Формы бытия
Проблема форм бытия важна для повседневной прак­тики и познавательной деятельности людей (хотя в жизни она чаще всего осмысливается и обсуждается не в фило­софских терминах).
Принципиально важна она и для философии. Раз основной вопрос философии это вопрос об отношении мышления к бытию, то его глубокое разрешение зависит от расшифровки понятия бытия, от рассмотрения его основных форм. Различные виды идеализма, как правило, уделяют более пристальное внимание бытию какой-либо специфической формы. Диалектический материализм, как развитая и глубокая концепция, отличается тем, что к формам бытия он подходит диффе­ренцирование.
При определении бытия мы сначала остановились на том, что (различные) целостности мира равно существуют и что это придает всем им характер реальности, создает предпосылку единства мира.
Целесообразно выделить следующие различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы бытия:
1) бытие вещей (тел), процессов, которое, в свою оче­редь, делится на: бытие вещей, процессов, состояний при­роды, бытие природы как целого и бытие вещей и процес­сов, произведенных человеком;
2) бытие человека, которое подразделяется на бытие человека в мире вещей и специфически человеческое бы­тие;
3) бытие духовного (идеального), которое делится на индивидуализированное духовное и объективированное духовное;
4) бытие социального, которое делится на индивидуа­льное бытие (бытие отдельного человека в обществе и в процессе истории) и бытие общества.
Схема 1
Бытие очень широкое понятие, оно обозначает су­ществование вообще: существование любого предмета, явления, вида, формы, даже пустоты относится к бы­тию. Отрицание бытия будет небытие, ничто.
Различают два вида бытия: реальное и идеальное. Они отличаются друг от друга по способу своего существова­ния.
Реальное бытие это все то, что существует в про­странстве и во времени. Оно вечно меняется обновляет­ся. Реальное может существовать как объективно, так и субъективно. Реальное бытие подразумевает существова­ние независимо от человеческого познания.
Идеальное же бытие наоборот, это то, что существует вне времени и пространства. Оно неизменно и существует в сознании человека. Идеальными являются духовные процессы, психические переживания, чувства и др.
2. МАТЕРИЯ. С латинского языка означает вещество. Отсюда и материальное вещественное. Согласно материализму, материя основная фило­софская категория. Он считает, что она является субстан­цией всего мира, всего реального бытия.
Современное понимание материи гласит: «материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в его ощущениях, кото­рая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями и существует независимо от них (ощущений)».
В XVII— XVIII веках материализм материю отождест­влял с природой. В марксистской философии ее понятие еще расширили и отождествили с понятием бытия, ко­торое понимается как объективная реальность. А объек­тивная реальность всегда принимается как материаль­ная. Любая реальность, которая существует независимо от сознания человека, то есть объективно есть мате­рия.
Материя и объективная реальность не являются тождественными понятиями. Все то, что объек­тивно существует, не есть материя. Более того, не совсем правомерно полное отождествление физической реально­сти с материей. В современной физике различают два вида реальности вещество и свет (электромагнитное поле). Из этих реальностей только первое называют материей, а второе нет. И, кстати, такое решение этого вопроса вполне соответствует традициям современной западноев­ропейской философии.
Материя всегда существует в виде конкретных мате­риальных систем.
Система это внутренне (или внешне) упорядоченное множество взаимосвязанных элементов. Примеры системы: молекула является системой, кото­рая состоит из атомов и определенной связи между ними. Атом тоже система, состоящая из ядра и электронных оболочек. Ядро, в свою очередь, тоже является системой, которая имеет внутреннюю структуру. Существует три группы системы:
1. Системы неживой природы (к ним относятся поля, атомы, макро- и микрокосмические системы)
2. Биологические системы (вся биосфера от микроорга­низмов до человека).
3. Социально организованные системы (человек общество).
Материальные системы всегда взаимодействуют с внешним окружением. Некоторые свойства, отношения и связи элементов в этом взаимодействии меняются, но основные связи могут сохраняться, и это сохранение явля­ется условием существования системы как целого.

3. Термин «субстанция» с латинского означает «под лежа­щее», лежащее в основе, сущность. Этот вопрос занимал философов всех времен, еще милетцы искали архе, субстанцию, начало всех вещей в мире. Неважно, что ответы и выводы мыслителей древности по этому вопросу были наивными, такими, какие позволяли делать первые шаги научного мышления человечества. Важно другое, а конкретно то, что такие попытки поиска субстанции дают начало новому типу мышления, свобод­ного от мифологии, на основе которого рождаются и фор­мируются философия и наука.
Проблема субстанции одна из основных проблем философии, которая имеет два аспекта: первый, по отно­шению к бесконечному миру, и второй, по отношению к ко­нечным вещам. Коротко о каждом.
Проблема субстанции всего мира подразумевает реше­ние вопроса о его сотворении. Как вы знаете, здесь суще­ствует две точки зрения: религиозная и нерелигиозная. Ре­лигия исходит из догмы о сотворении мира сверхъестест­венным творцом Богом. Библия рассказывает, как Бог из ничего создал мир за шесть дней. Религиозные точки зрения опираются не на знание, а на веру.
Нерелигиозная точка зрения: мир никем не создан, он вечен, был всегда, есть и будет вечно. Он постоянно меня­ется и обновляется.
Возникает вопрос, существует ли в мире что-нибудь неизменное в процессе такого непрерывного изменения и обновления? На этот вопрос тоже существует два отве­та: позитивистский и метафизический. Позитивисты, опираясь на науку, считают, что проблема субстанции ненаучная проблема, она лишена сути и содержания, по характеру она является метафизической, научно под­твердить субстанцию невозможно, поэтому, утверждают позитивисты, не следует эту проблему исследовать во­все. Нужно ограничиваться теми знаниями, которые нам дает опыт. А опыт показывает, что вечного, неизменногй в мире нет ничего.
А метафизика признает существование субстанции. Хотя среди метафизиков существуют разные мнения по поводу того, сколько этих субстанций.
Направление, которое признает существование одной субстанции (либо материальной, либо идеальной) называ­ется монизм (милетцы, Спиноза).
Признание двух равноправных начал (субстанций), идеального и материального одновременно называется дуализм (Декарт).
А множество начал признает плюрализм (Эмпедокл, Анаксагор).
Теперь о втором аспекте проблемы субстанции. О проблеме субстанции индивидуального предмета.
Индивидуальный предмет существует во времени, он имеет начало и конец. В промежутке этого времени, то есть начала и конца (это есть время существования данно­го предмета), предмет остается самим собой, но при этом претерпевает вечное изменение, обновление. Как это по­нимать?
Обратимся к примеру: растение, оно растет, развивает­ся, через определенное время оно погибает. Но все это вре­мя оно остается растением. Второй пример, ребенок рож­дается, малыш растет, становится подростком, взрослеет, стареет и умирает. За все это время он меняется и физиче­ски и духовно, но всегда остается человеком.
Это говорит о том, что есть нечто такое, которое не ме­няется в вечном изменении. Философы этот феномен, это «нечто» называют сущностью. Вещь, предмет как явление меняется, но его сущность остается неизменной, и она является основой, субстанцией предмета.

4. Пространство и время. Реальность всегда существует в пространстве и во времени. Каждый окружающий нас предмет реальности существует где-то и в каком-то отрез­ке времени.
Пространство и время являются общими формами бытия всех материальных систем и процессов.
Материя в тех или иных формах имеется всюду, а про­странство выступает как всеобщее свойство, атрибут мате­рии.
Пространство и время существуют объективно и неза­висимо от сознания человека, но вовсе не от материи, так как материи не существует без пространства и времени.
Пространство в философии определяют так: это такая форма бытия материи, которая выражает ее протяженность и структурность, сосуществование и взаимодействие элемен­тов в различных материальных системах.
Время форма бытия, характеризующая длительность существования всех объектов и последовательность смены состояний.
Пространство и время нашего мира имеет четыре изме­рения: три из них характеризуют пространство и одновремя. Чтобы задать положение тела в пространстве, до­статочно трех координат, а временная характеристика со­бытия определяется одной координатой.
О пространстве и времени можно говорить очень дол­го, но я не смогу подробно обсудить всю проблематику, связанную с ними.
Пространство и время имеют определенные свойства. Их можно сгруппировать следующим образом: общие свойства (характеристики), частные или особенные свойства.
К общим свойствам пространства и времени относят­ся: бесконечность и всеобщность.
Частными называют такие свойства пространства и времени, которые их отличают друг от друга. Частные характеристики пространства: трехмерность, протяженность, неразрывная связь со временем. Частные характеристики времени: одномерность, необратимость, асимметричность, единство прерывности и непрерывности.
ДВИЖЕНИЕ
Структурность материи, существование в ней опреде­ленного типа материальных систем предполагает внутрен­нее и внешнее взаимодействие объектов. Оно приводит к изменению свойств объектов, их состояний и отношений. Все эти изменения представляют неотъемлемую характе­ристику бытия материального мира.
Изменение в философии обозначается понятием движение.
Познавая окружающий мир, мы видим, что в нем нет ничего абсолютно застывшего и неизменного; все нахо­дится в движении, переходит из одних форм в другие.
Абсолютного покоя, равновесия и неподвижности ни­где нет, всякий покой, равновесие относительны и явля­ются определенным состоянием движения.
Материя является субстратом всех изменений в мире, она не может существовать вне движения. Любой ее объ­ект существует лишь благодаря тому, что в нем воспроиз­водятся определенные типы движения. При уничтожения этих типов движения объект прекращает свое существова­ние, переходит в другие объекты, которые, в свою очередь, характеризуются определенным набором типов и форм движения. Это означает, что движение внутренне присуще материи. Движение абсолютно, оно есть неотъемлемое свой­ство, атрибут материи.
Движение есть способ существования материи. Существует два типа движения:
1. С сохранением качества.
2. С изменением качества.
Пример первого типа: падение солнечных лучей на поверхность камня, здесь есть движение луча, но нет ка­чественных изменений, камень остается камнем, лучилучами.
Пример второго типа движения: 02+О = О3, здесь дви­жение есть, прибавление одного атома (или электрона), и это движение привело к изменению качества, вместо кис­лорода озон. Второй пример, увеличение или уменьше­ние количества градусов температуры воды дает качест­венно разные состояния воды лед или пар.
В сфере биологии тоже можно обнаружить эти типы движения. Например, а) формирование новых видов жи­вотных и растительных организмов, б) последовательные стадии развития отдельных организмов и другие.
В общественной жизни в качестве образцов второго ти­па движения выступает смена общественно-экономиче­ских формаций.
Кроме типов движения различают формы движения. Идея о формах движения и их взаимосвязи выдвинута Энгельсом. Он в основу их классификации положил сле­дующие принципы:
1. Каждому уровню организации материи (живому, не­живому) должна соответствовать своя форма движения. 2. Между формами существует генетическая связь, то есть форма движения возникает на базе низших форм. 3. Вы­сшие формы движения качественно несводимы к низшим формам.
Исходя из этих принципов классификации, Энгельс выделил пять форм движения:
механическая (пространственное перемещение),
физическая (электромагнетизм, звук, гравитация, теплота),
химическая (превращение атомов и молекул веществ),
биологическая (обмен веществ в живых организмах),
социальная (общественные изменения, а также мыш­ление).
Из этих форм механическая считается самой низшей, а социальная самой высшей формой движения. Высшие формы движения нельзя редуцировать, свести к низшим формам.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

19.05.2020 лекция для ПСА Тема 12. Человек, его ценности и смысл бытия

Тема 5. Немецкая классическая философия