Тема 7. Современная неклассическая философия Х1Х-ХХ
Тема. 7.Современная некласическая философия ХI-ХХ веков.
Вопросы
к лекции:
1.
Уникальность
человеческого бытия как проблема философии ХХ века.
2.
Эволюция
позитивистской философии.
3.
Развитие
психоаналитической философии.
Вопросы к семинару:
1.
Проблема бессознательного в современной философии (Фрейд, Юнг)
2.
Экзистенциальная философия, ее разновидности. Феноменология (С.
Кьеркегор, А.Камю, Ж.Сартр).
3.
Аналитическая философия и философия науки в ХХ веке (К.Поппер, Б.Расссел).
Понятия по теме:
Архетип (греч. arche — начало и typos—форма, образец), в позднеантичной философии — прообраз, первичная форма, образец, идея. Архетипы - это универсальные структуры человеческой психики, имеющие формальный характер и проявляющиеся всегда в связи с конкретным культурным содержанием. Термин получил распространение в современной западной литературе под влиянием работ швейцарского психолога Юнга и обозначает некие первичные врожденные структуры так называемого «коллективного бессознательного», архаический психический “осадок” повторяющихся жизненных ситуаций, задач и переживаний человека.
Либидо (от лат. libido — влечение, желание) — понятие, введенное в философскую, психологическую и психоаналитическую литературу Фрейдом (Фрейдизм) и обозначающее сексуальное влечение, силу сексуального возбуждения, инстинкт любви, психическую энергию.
Антропологизм (греч. anthro-pos — человек и logos — учение, слово) — философские концепции, утверждающие взгляд на человека как на высшее и совершеннейшее произведение природы, познание которого дает ключ к ее тайнам. Подчеркивание единства человека и природы было направлено против идеализма и против дуалистического разрыва души и тела.
Экзистенция (лат. exsistentia — существование) — важнейшее понятие философии экзистенциализма. Означает истинное, свободное бытие человека, поток его переживаний, не сводимый к каким-либо внешним объективированным формам. Впервые в этом значении термин «экзистенция» употребляется Кьеркегором. Согласно экзистенциалистам, экзистенция представляет собой то центральное ядро человеческого «Я», благодаря которому это последнее выступает не просто как отдельный эмпирический индивид и не как “мыслящий разум”, т. е. нечто всеобщее (общечеловеческое), а именно как конкретная неповторимая личность.
Пограничная ситуация (немец. die Grenzsituation) — понятие философии Ясперса. Пограничная ситуация — смерть, страдание, страх, вина, борьба — ставит человека на границу между бытием и небытием.
Верификация (от лат. verus - истинный и facio - делаю) - опытное подтверждение. Предположение (гипотеза) может быть верифицировано, т.е. его истинность может быть доказана как с помощью опыта, так и с помощью связного логического доказательства. В неопозитивизме процедура проверки научных высказываний. Только те высказывания могут претендовать на статус научных, которые подтверждаются опытом.
Фальсификация (лат. falsus— ложный и facio — делать) — один из способов проверки истинности теоретических утверждений (гипотез,- теорий) посредством их опровержения путем сопоставления с полученными в результате опыта эмпирическими данными. В основе Ф. лежит формально-логическое отношение, согласно которому теоретическое высказывание является опровергнутым, если его отрицание логически следует из множества совместимых между собой утверждений наблюдения.
Лекция
Неклассическая
философия.
Термин
неклассическая философия употребляется лишь в российской науке,
Классический
и неклассический тип рациональности Мамардашвили.
Немцы
: модерн и постмоденрн
Французы:
струтурализм и
Вопрос 1. Уникальность
человеческого бытия как проблема философии ХХ века.
Период
философии эпохи Современности приходится на 19-20 века. Этот период можно
назвать третьим в классификации развития общества, следующим сразу после
индустриальной. Характерными чертами постиндустриального (современного,
информационного) общества является:
1.
Информационные технологии
2.
Приоритет сферы услуг
3.
Массовость в производстве
4.
Стирание классовых различий
5.
Влияние науки во всех сферах общественной
жизни и т.д.
Современная
философия включает в себя различные подходы и нельзя сказать, что одно из
направлений является основным. В связи с чем современная философия структурирована
на две группы, включающие в себя такие направления как:
1.
Континентальная философия:
a.
феноминология,
b.
экзистенцианолизм,
c.
персонализм,
d.
структурализм,
e.
постструкткрализм,
f.
герменевтика.
2.
Англо-американская философия:
a.
аналитика,
b.
прагматизм.
Феноменология
в переводе с греческого «явление». Появилась в начале 20 века, как направление исследующее
опыт при помощи описательных (дескриптивных) методов и опирается на первичное (беспредпосылочное)
описание опыта.
Основатель направления «Феноменология» Эдмунт
Гуссерль, в 1900 году с момента опубликования своего труда «Логическая исследования»,
в которых основной мыслью философа является «назад к вещам». Он предполагает, что
реальность не сокрыта, она дается нам в виде феноменов, которую можно понять и
увидеть «взглядом Адама», т.е. в подвешенном состоянии (Эпохе – подвешивание на
крючок, самообладание, отказ от суждений). Отказ от каких-либо до этого сделанных
выводов, которые могут мешать познанию. Познание через первичное описание
явлений (феноменов).
Человек
на своей практике, столкнувшись с теми или иными явлениями лично их лучше
понимает и осознает, с позиции субъективной и от первого лица.
Феноменология
как направление ф философии отличается от онтологии (исследования бытия), эпистемологии (исследования знания),
логики (изучения правильного мышления), этики (изучения правильных и дурных
действий) и т.д., но и соотнесена с ними.
Феноменология занимается изучением различного
вида опыта полученного в результате мышления, памяти, восприятия, эмоций,
социального действия, языка и т.д. Получение опыта индивидом можно структурировать.
Гуссерль называл эту структурированность «интенциональностью», т. е. направленностью
переживания на вещи в мире, — то свойство сознания, благодаря которому оно
является сознанием чего-то или о чем-то. Структура интенциональности
постоянно дополняется различными формами так как индивид наполняется различного
вида опытом.
Экзистенциализм от
латинского exsistere
–
«существовать», направление, появившееся в 20 веке, в европейской философии. Психологии,
литературе. Экзистенциализм направление, в котором центральное место занимает
человек в уникальности своего бытия. Главные проблемы, которые рассматривали
экзистенциалисты – это смысл жизни, смерть, тревога, безысходность.
Предпосылками к экзистенциализму
являлась «Феноменология» Эдмунта Гуссерля.
Основоположник экзистенциализма
является философ-литературовед Жан-Поль Сарта. Сам Сартр себя не называл
экзистенциалистом. Тезис Ж-П.Сартра, что «нет никакой природы человека, как нет
и Бога, который бы его задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя
представляет, но и такой, каким он хочет стать». Сартр и другие экзистенциалисты
различают понимание «существование» и «бытие», «бытие» относится к окружающему человека природному и
социальному миру, а «существование» – к внутренней жизни человека, к его
индивидуальному Я.
М.Хайдегер пишет о
человеческом бытии следующее: «Человек
как отдельно взятый индивид – это мыслящее, страдающее существо, «заброшенное»
в мир вещей и других людей, в мир равнодушный и даже враждебный, непостижимый в
своей «сокрытости»», что ведет к давлению на самость индивида, его
состоянию конформизма и в итоге состояния тревожности, фобии, одиночество,
желание суицида. Описание существования у М.Хайдегера следующее ««Существование» – это индивидуальная
жизнь, наполненная переживанием отношений человека с миром, «существование»
понимается как постоянное «экзистирование» т.е. выход «за пределы»» или иначе говоря «забота» т.е. «забегание
вперед».
Главный тезис
экзистенциалистов звучит «существование
предшествует сущности», где главным принципом является свобода.
Человек может существовать, считать себя свободным, но не быть таковым. Свобода
существования релятивна (относительна), она может носить «подлинный» и «неподлинный»
характер. Индивид может не подозревать о своем «неподлинном» существовании, он существует
в безличном бытии «dasman».
Пелена с глаз сходит после разрыва с «dasmanom», в результате которого индивид осознает бессмысленно
прожитые годы. Разрывом может служить смерть, болезнь, стресс, страх смерти,
где индивид задает себе вопросы: «Зачем жить?» и «Как жить?» и ответы на
эти вопросы обратят человека на пересмотр своих ценностей, откроют его как
свободного, ответственного человека и начнется его «подлинное» существование.
Экзистенциализм направление в философии, которые не верят в божественный
«миропорядок», в гармонию личности и общества, его можно назвать направлением социофобии.
Структурализм, направление в философии основанное в 50-70 годах 20 века,
направленное на выявление в предмете изучения различных связей и свойств,
которые способны к структурированию. Реальность есть структура общего, а не
единичного.
Основоположниками структурализма являются К.Леви-Стросс, Р.Якобсон и Ю.Лотман
Постструктурализм,
направление в современной философии, появившийся в конце 60-годов, которое
основывается на идее критики структурализма, способов познания в гуманитарных и
социальных науках, предлагает концепции, основанные на релятивизме (шизоанализ,
деконструкция, генеалогия). Основными представителями постструктурализма
являются Ж.Деррида, Мишель Фуко, Ж.Делез
Аналитическая
философия или «философия языка», направление в современной философии, которое занимается
проблемой изучения лингвистического анализа, исследование познания, сознания,
языка, науки и общество. Сутью данного направления является, что определяющим
фактором для нашего мышления заключено в природе нашего языка. Познающий
субъект дуалистичен: он использует язык для общения и познания через призму
языка.
Основоположником
«философии языка» является австрийский философ Людвиг Витгенштейн и известные
представители У.Куайн. Дж Серл.
Комментарии
Отправить комментарий