21.04.2020 Лекция 9 для ПСА. Тема: Концепции развития: метафизика и диалектика



Лекция 9. Тема: Концепции развития: метафизика и диалектика

Вопросы к лекции:

1.Диалектика как учение об универсальных закономерных связях и процессах.
2.Законы диалектики.
3.Категории диалектики, их всеобщий характер.

1.Диалектика как учение об универсальных закономерных связях и процессах.
Люди в самом далеком прошлом на основе простых, но постоянных наблюдений приходили к выводу, что окружающий их мир и они сами изменяются. В изменениях выделялись новые состояния, свойства, про­цессы, переходы одних предметов в другие. Такие изменения, в отличие от периодически повторяющихся изменений без каких-либо видимых новых моментов, получили название развития.
Проблема развития в философии рассматривается в связи с характе­ристикой признаков и динамики существования бытия. Изменение, дви­жение, развитие раскрывают существенные стороны материального и идеального. Претерпевают изменения вещество и физические поля, им присущи новые состояния и процессы, понимаемые человеком как раз­витие. Развиваются и наши мысли, само сознание и мировоззрение как области духовно-идеального. Но понимание развития в философии и других науках весьма разнопланово. Рассмотрим основные подходы и точки зрения, объясняющие развитие.
Первые мыслители стремились отграничить развитие о других изме­нений по причине их важности для человека, обозначить учение о разви­тии специальным термином. В древнегреческой философии возникло понятие «диалектика». Диоген Лаэртский выделял, например, три части философии: физику, этику и диалектику. Он писал, что одни философы называются физиками, потому что изучают природу. Другие - этиками из-за увлечений рассуждениями о правах человека. А третьи называются диалектиками за хитросплетения речей. Трактовка диалектики Диоге­ном Лаэртским лишь неявно указывала на учение о развитии. Хитро­сплетения, развитое логическое мышление позволяли формулировать и обосновывать новые идеи, принципы, побеждать в дискуссиях.
Реально в философии Древней Греции уже существовало несколько значений диалектики:
- диалектика как методическое опровержение тезисов противника (Зенон Элейский);
- диалектика как самоцель опровержения в софистике и эристике (искусстве вести спор);
— диалектика как «диа» и «лог» — единство опровержения и майевти-ки (от Сократа) - заключительной фазы диалога (спора) в духе иронии, когда спорящий «освободился от иллюзий, ошибок и помогает «душе» найти истину;
- диалектика - как всеобщий вывод от опыта (по Платону);
- диалектика - это аналитика и логика возможного, сходная с диа­лектическим силлогизмом (умозаключением) (по Аристотелю);
- диалектика - часть логики по соотношению с другой ее частью -риторикой (стоики).
Как видно, учение о всеобщих связях и развитии бытия сформирова­лось не сразу. Вначале больше внимания обращалось на связи и развитие мышления людей, на достижение их адекватности реальному материаль­ному миру, отношениям в обществе.
В современной философии бытие осмысливается не только по его сущности, содержанию, структуре, атрибутивным свойствам, видам и способам. Оно исследуется и с точки зрения выявления тех связей, кото­рые характерны для бытия в целом, для конкретных его видов и форм. Иными словами, учение о всеобщих связях и развитии бытия - важней­ший элемент теории всеобщего. Так, П.Алексеев и  А.Панин считают, что философия бытия (онтология) включает в себя: понятие (определение) бытия; соот­ношение духа и материи; самоорганизацию и системность; детерминизм и развитие.
В различных философских системах и школах учение о связях и раз­витии бытия называется по-разному или не имеет специального назва­ния. Но чаще всего оно обозначается термином «диалектика». Учение о связях и развитии исторически формировалось из признания изменчивости всего (бытия). Например, Гераклит считал, что одно и то же есть живое и умершее, проснувшееся и спящее, молодое и старое, ибо первое исчезает во втором, а второе - в первом. Он полагал также, что в ту же реку вступаем и не вступаем. Существуем и не существуем. В философии XX века понятие «диалектика» употребляется в трех основных значениях:
1.Диалектика - совокупность объективных закономерностей и про­цессов, действующих в мире в ходе его движения и развития — объектив­ная диалектика.
2. Диалектика - это взаимосвязь и развитие образов в мышлении че­ловека. Данный процесс изучается диалектикой мышления или логикой.
3. Диалектика - один из всеобщих методов познания, который ис­пользуется не столько для получения конкретных знаний, сколько для определения подходов к изучению бытия.
Диалектика в философии - учение о всеобщих связях и развитии бы­тия: природы, общества и мышления человека; бытия материального и нематериального (духовного). Диалектика изучает не всякое изменение и не любые связи, а только всеобщие, универсальные, характерные для всего бытия, причем внима­ние обращается не столько на само изменение или движение, сколько на одну из разновидностей - развитие.
Основными признаками развития являются:
1) качественный характер изменений;
2) их необратимость;
3) направленность.
Но следует отметить, что какой-либо один из этих при­знаков не является достаточным для определения разви­тия. Недостаточны и какие-либо два из них.
Эти признаки развития необходимы и доста­точны для отграничения данного типа изменений одно­временно от хаотических изменений, механических дви­жений, круговоротов и функционирования. Указание на эти три признака и должно составлять исходное определение понятия развития. Критерий развития — комплекс­ный.
Исходное определение данного понятия следующее: развитие— это направленные, необратимые качественные изменения системы.
Данное учение в общем плане не едино. Существует внутренняя и внешняя противоречивость в самом функцио­нировании диалектики, что обусловило ее историческую и современную альтернативность.
Альтернативность диалектики состоит в существовании различных подходов к объяснению развития или отрицанию самой возможности бытия к развитию. Она может быть рассмотрена в трех основных аспек­тах. Во-первых, существуют разные учения в самой теории диалектики, обусловленные принципиально несовместимыми подходами к познанию и изменчивости бытия. Во-вторых, сформировались относительно само­стоятельные по отношению к диалектике учения, которые также пред­ставляют ее альтернативы. В-третьих, диалектика как теория и метод по­знания имеет противоположное по содержанию учение в гносеологии.
К первому аспекту относится существование в теории диалектики двух учений: идеалистической и материалистической диалектики. В их взаимодействии и противостоянии состоит внутренняя альтернативность диалектики. Идеалистическая диалектика ориентируется на обоснова­ние первичности развития идей, понятий. Основы ее заложены Плато­ном, Аристотелем, Гегелем и другими мыслителями. Материалистичес­кая диалектика аргументирует первичность развития материального бытия, отражаемого понятиями, законами и принципами. Исходные по­ложения материалистического понимания развития разрабатывались Ге-раклитом, Зеноном Элейским, Лукрецием, Марксом, Энгельсом, Лени­ным и другими.
Идеалистическая и материалистическая диалектика объясняют раз­витие бытия. При этом используются в основном одни и те же понятия. законы и принципы. Существенное различие состоит в поиске исходных основ, начал объяснения развития. Сторонники идеалистической диа­лектики отстаивают первичность развития духовного, нематериального.
Сторонники материалистической диалектики придерживаются противо­положных исходных основ: развивается, прежде всего, объективный ма­териальный мир, а потом - наше сознание и его содержание.
Ко второму аспекту альтернативности диалектики относятся учения, возникшие вне диалектики и составляющие ей «оппозицию». Это анти­диалектические концепции бытия: «трагическая диалектика», «метафи­зика жизни», «экзистенциальная диалектика», «негативная диалектика», «антиномическая диалектика», мистический рационализм, диалектичес­кая теология и др.
Внешнюю альтернативность диалектике и как учению о развитии и как методу познания составляет метафизика. Она представляет совокупное учение о связях и развитии, о способах и формах познания, объясняющее их принципиально по-иному, чем диалектика. Сторонники метафизики отстаивают независимость элементов бытия в соотношении с их взаимоза­висимостью, признают значимость внешних связей, а не внутренних: ис­точником развития считается внешний толчок, а не внутренняя противо­речивость бытия; характер развития состоит в эволюционности или катастрофизме, но не в единстве постепенного, количественного и скач­кообразного, качественного как в диалектике. Направленность развития сторонники метафизики видят или в прогрессе, или в регрессе, или в «дви­жении по кругу», отрицая взаимодействие данных тенденций и развитие бытия как бы «по спирали».
Она ориентируется на познание бытия в его отдельных связях и покое, на изучение отдельных предметов, а не систем, апеллирует к ир­рациональности. Альтернативу диалектике как методу познания состав­ляет и агностицизм. Он противостоит диалектике тем, что ориентирует­ся не на принципиальную познаваемость бытия в его связях и развитии. а на релятивизм, скептицизм, иррационализм, мистику.
Таким образом, понимание связей и развития бытия многообразно и разнопланово. Диалектика представляет наиболее полное и богатое по содержанию учение, объясняющее развитие.
Диалектика (идеалистическая и материалистическая) представляет си­стему принципов, законов и категорий. Принцип - основное, исходное положение какой-либо теории, науки, а также убежденность в чем-либо, норма или правило поведения. Принципы диалектики - всеобщие научные положения о поступа­тельных изменениях взаимосвязанного в своих элементах бытия, которые имеют исходное значение для мыслительной и практической дея­тельности.
Они сформулированы на основе категорий и законов диалектики. Выделяют два основных принципа диалектики:
- принцип всеобщей связи;
- принцип развития.
Существуют и другие принципы диалектики: принцип детерминизма; принцип противоречивости; принцип количественно-качественного развития бытия; принцип преемственности; принцип необходимости. Они формулируются на основе конкретных диалектических законов, по­знания существенных сторон и признаков, происходящих изменений в бытии, в ходе более конкретной характеристики связей бытия.
Принцип связи выражает (охватывает) все многообразие связей бы­тия и сформулирован в суждении: в бытии (мире) все взаимосвязано.
Связь - философская категория, которая отражает все формы, типы и виды соотношения, взаимообусловленности, взаимозависимости, взаимо­влияния и взаимодействия предметов и явлений материального мира, ло­гических образов сознания (мышления). Принцип ориентирует также на то, что связи не привносятся откуда-то извне в бытие. Они присущи само­му бытию, его видам и формам. Основную роль играют внутренние связи, так как обусловливают целостность конкретных объектов и систем бытия, их единство. Понимание диалектических связей дает возможность опреде­лить закономерную связь, закон. Закон в философии — существенная, внутренняя, необходимая, устойчивая и повторяющаяся связь бытия.
Принцип разви­тия отражает (охватывает) поступательное - от прошлого через настоя­щее к будущему — изменение бытия, возникновение нового и отмирание старого, через переход от менее совершенного к более совершенному. Развитию присуще наличие источников, движущих сил (детерминант) и механизма, преемственность, направленность и другие признаки. Они конкретизируются в законах и категориях диалектики.

2. Законы диалектики
Законы диалектики действуют всюду и везде, охваты­вают все стороны действительности — природу, общество, мышления. Поэтому они имеют всеобщее познаватель­ное, методологическое значение.
Что же такое закон? Понятие закона не только фило­софское понятие. Законы есть в любой науке, в природе, в обществе, в мышлении... А суть закона везде одна и та же.
Закон - это внутренняя и устойчивая связь явлений, обу­славливающая их упорядоченное изменение. В диалектике существуют три Закона:
1. Закон единства и борьбы противоположностей.
2. Закон перехода количества в качество.
3. Закон отрицания отрицания (или диалектического син­теза).
Основную роль в формировании марксистской диа­лектики сыграли философия Гегеля и антропологизм Фейербаха.

Первый закон диалектики (единства и борьбы проти­воположностей) — это закон, в силу которого всем ве­щам, явлениям, процессам свойственны внутренние противоречия, противоположные стороны и тенденции, находящиеся в состоянии взаимосвязи и взаимоотрица­ния. Этот закон отвечает на вопрос: почему происходит развитие.
Борьба противоположностей дает внутренний импульс к развитию, ведет к нарастанию противоречий, разрешаю­щихся на известном этапе исчезновением старого и воз­никновением нового. Во взаимоотношении противополож­ностей можно выделить два этапа:
1. Этап развития, развертывания противоречий, свой­ственных предмету. 2. Этап разрешения этих противоречий. Противоречия бывают антагонистические (враждеб­ные, где одна сторона противоречий исчезает), неантаго­нистические, внутренние, внешние и другие.
В общественной жизни необходима особая регуляция прояв­ления закона, чтобы не допускать обострения противоречий до социаль­ных конфликтов, революций и войн.
Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений выражает механизм всякого развития на основе взаимодействия количе­ства, качества и меры. Основные понятия закона: количество, качество, мера, скачок.
Второй закон диалектики (взаимного перехода количе­ственных и качественных изменений) объясняет, когда про­исходит развитие.
Для начала нам нужно знать понятия, без которых не­возможно объяснить этот закон (диалектики). Например, что такое свойство, качество, количество и мера.
Благодаря взаимодействию вещей проявляются их свойства, которые и познает человек, а через них и сами вещи. Познать вещь — значит, установить, из каких свойств она состоит.
Сами свойства вещей представляют собой проявление чего-то более существенного, что характеризует вещь. Это более существенное есть качество вещи. Качество опреде­ляет вещь именно как эту, а не иную вещь.
Качественная определенность какого-либо рода пред­метов означает их одинаковость. Конечно, они отличают­ся по некоторым своим свойствам, но качественно они тождественны. Будучи тождественными по своему качест­ву, они различаются друг от друга лишь количественно. Ко­личество есть выражение однородности вещей, их подо­бия, сходства, вследствие чего они могут подвергаться операции увеличения и уменьшения, разделения и объе­динения и т. п.
Закон взаимоперехода количественных и качест­венных изменений есть такая взаимосвязь количествен­ных и качественных сторон предмета, в силу которых мел­кие, вначале незаметные количественные изменения, постепенно накапливаясь, нарушают меру предмета и вы­зывают коренные качественные изменения, протекающие в виде скачков.
Переход качественных изменений в количе­ственные в процессе развития выражается в том, что каче­ство: 1) определяет характер и направление количествен­ных изменений, 2) оказывает существенное влияние на скорость, темпы протекания количественных изменений и 3) определяет меру (или безмерное развитие) данного яв­ления.
В социальной сфере важным является положение о том, в каких формах и какими средствами осуществляется скачок при за­мене одного качества другим, старого - новым. Предпочтение сохраня­ется за эволюционными социальными скачками.
Закон отрицания отрицания — этот закон отвечает на вопрос, как происходит развитие.
Закон отрицания отрицания раскрывает преемственность и направ­ленность развития через необратимую смену старого новым. Основные категории закона: диалектическое отрицание, преемственность, направ­ленность. Закон характеризует спиралевидность развития, указывает на то, что в новом сохраняется от старого не только положительное, но и от­рицательное.
Существуют два типа отрицания — деструктивное и конструктивное. Деструктивное отрица­ние разрушает систему, ведет к ее распаду, ликвидации; здесь имеет место не регресс, а именно прекращение вся­кого развития, конец существования системы, ее уничто­жение. Конструктивные отрица­ния, наоборот, детерминируются главным образом внут­ренними факторами, внутренними противоречиями. Систе­ма в этом случае содержит в себе свое собственное отрица­ние; это самоотрицание. Оно представляет собой необходимый момент развития, обеспечивает связь низ­шего и высшего, менее совершенного и более совершен­ного, причем и в прогрессивном, и в регрессивном, и в го­ризонтальном развитии.
Таким образом, закон отрицания отрицания не столь экстенсивен по сравнению с законом диалектической про­тиворечивости. Во-первых, сфера его действия ограничи­вается прогрессивным, восходящим направлением разви­тия материальных систем (он не действует в регрессе). Во-вторых, ему подчинены не все системы с прогрес­сивной ветвью развития, а лишь такие, в которых в резуль­тате двух отрицаний-снятий сначала имеет место превра­щение в противоположность, а затем повторное превра­щение в противоположность (на более высокой ступени) и синтезирование содержания предыдущих ступеней.
Возникающее новое не всегда оказывается «созвучно» про­грессу, интересам и идеалам людей. Применительно к обществу закон раскрывает единство прогрессивного, регрессивного и безнаправленного развития при определенной исторической доминанте, которая и дает воз­можность выделять конкретную направленность исторического процесса.
3. Категории диалектики
Категории диалектики - основные понятия, раскрывающие сущностные, главные признаки и процессы развития бытия. Это исходные фор­мы логического мышления, когда его объектом выступает развитие.
Категорий диалектики много. Уже рассматривались такие понятия, как «изменение», «движение», «развитие», «связь», «закон», .а также ка­тегории законов диалектики. Но при изучении диалектики специально рассматриваются так называемые «парные» категории. Они соотноси­тельные, характеризуют с разных сторон развитие и являются основани­ем формирования других законов диалектики.
Категории диалектики классифицируются по разным основаниям. В зависимости от проявления в видах бытия можно выделить категории развития, характеризующие материальный и идеальный (духовный) мир. На основании существования сфер (форм) бытия, выделяются категории развития природы, человека и общества. Можно сгруппировать катего­рии диалектики, раскрывающие закономерное, сущностное и случайное, внешнее, поверхностное в развитии.
Неосновные законы диалектики рас­крывают «парные» категории: сущность и явление, содержание и форма, необходимость и случайность, возможность и действительность и др.
Сущность и явление
Сущность — совокупность глубинных связей, отноше­ний и внутренних законов. Она относительно устойчивая сторона предмета, явления, процесса. Например, сущ­ность человека — в его социальности.
Явление — конкретные события, свойства или про­цессы, выражающие внешние стороны действительно­сти. Оно наблюдаемое, подвижное и изменчивое.
Явление и сущность — диалектически связанные про­тивоположности. Нет ни одной системы, которая имела бы одно, и не имела бы другого; нет сущности без проявле­ния, нет явления без сущности. Они неразрывно связаны друг с другом.
Единичное, особенное, общее
Категория единичного обозначает отдельный предмет, явление, процесс.
Особенное — общие черты, присущие некоторым объ­ектам, предметам, явлениям, относящимся к определен­ному классу.
Общее — общие черты обнаруживаются у всех без иск­лючения представителей определенного класса. Примеры: единичного        особенного          общего
 железо               металл               элемент
роза (индивид)  цветок (вид)       растение (род)
кошка          особи (кошачьи)         животное
Все реальные предметы — единичны. Общее в отличие от единичного характеризуется не конкретным простран­ственно-временным бытием, а чертами сходства и подо­бия предметов.
Причина и следствие
Согласно детерминизму природные, общественные и психические явления и процессы детерминированы, то есть возникают, развиваются и уничтожаются закономер­но, в результате действия определённых причин, обуслов­лены ими.
Из двух явлений, если одна из них является источни­ком изменения или возникновения второго, то первое явление будет называться причиной, а второе — следст­вием.
Между причиной и следствием могут быть разные со­отношения. 1. Одно и то же следствие может быть вызвано несколькими причинами. Например, головная боль может быть следствием не­скольких причин: солнечного удара, шума, высокого дав­ления и др.
2. Одна причина может привлечь за собой несколько следствий: Например, дождь может стать причиной нескольких следствий: грязи на улице, роста растений, изменения температуры в атмосфере и др.
3. Одна причина может вызвать целую цепочку следст­вий, но при этом каждое следствие может стать причиной следующих явлений: Например, солнечный удар может вызвать цепь следст­вий: повреждение коры головного мозга, это повреждение может вызвать потерю сознания человека, а потеря созна­ния может вызвать падение человека на землю, это паде­ние может стать причиной сотрясения мозга и т. д.
4. Иногда причина и следствие взаимно влияют друг на друга, выполняют практически одновременно роль и причины и следствия: Например, причинно-следственная связь между поч­вой и растением. Почва — причина роста и развития расте­ний, а растение — причина обогащения почвы и т. д. (Или же: экономика — политика).
Случайность и необходимость
В концепциях детерминизма одно из центральных мест занимают категории необходимости и случайности. Необходимость — это такая однозначно обусловленная связь явлений, при которой наступление причины обяза­тельно влечет за собой вполне определенное следствие, то есть она вытекает из самой сущности материальных сис­тем, процессов, событий.
Случайность — такая связь причины и следствия, при которой допускается реализация любого альтернативного следствия. При этом то, какой именно вариант осущест­вится, зависит от стечения обстоятельств и условий.
Если докопаться до глубины явления, получится, что у случайного тоже есть причина или причины, так как слу­чайность не может возникнуть хаотично и из «ничего».
Мерой возможности наступления случайного события является вероятность.
Пример, закон тяготения — это необходимость, но формами проявления этой необходимости будут, скажем, падение мяча в играх, падение человека на землю (если он поскользнулся) и др. С первого взгляда, эти явления слу­чайные, но причиной их падения является необходимый закон всемирного тяготения.
Одно и то же выступает как необ­ходимое в одном отношении и как случайное в другом, причем второй стороной этого отношения выступают условия, совокупность различного рода факторов, влияю­щих на процесс детерминации.
Рассмотрим еще один пример. Если два человека встречаются в определенном месте, не договариваясь о та­кой встрече, то встреча рассматривается как случайная; она не входит в линию существования этих двух людей; она могла быть, а могла и не быть. С другой стороны, если эта встреча планируется с обеих сторон и определяется ин­тересами этих людей, то она является необходимой.
Случайными в науке считаются также события, кото­рые возникают при вариации условий. Любое случайное событие причинно обусловлено и по отношению к определенной группе детерминирующих факторов является закономерным.
Возможность и действительность Предпосылкой возникновения того или иного явле­ния, процесса может служить его потенциальное сущест­вование, или по-другому — возможность. Возможность — то, что возникает на основе закономерностей развития, но еще не осуществилось. Под действительностью — в широком смысле слова пони­мается весь объективно существующий мир. Не всякая возможность обязательно осуществляется, но любая возможность содержит в себе определенную сте­пень необходимости и, вследствие этого, определенный шанс стать действительностью.
Форма и содержание
Под содержанием понимают совокупность всех эле­ментов, их взаимодействий и изменений, свойственных явлению. Форма — относительно устойчивая система связей эле­ментов содержания; принцип упорядоченности.
Содержание и форма — понятия диалектические. их диалектика выражается:
1. Содержание определяет форму.
2. Содержание изменяется быстрее формы и между ни­ми возникают противоречия.
3. Новое содержание сбрасывает устаревшую форму и заменяет ее новой формой, соответствующей содержанию.
4. Форма активно влияет на развитие содержания: но­вая ускоряет, устаревшая—тормозит развитие содержания.

Таким образом, категории более широко и глубоко раскрывают процесс развития, чем ос­новные законы.
Категории диалектики выступают своеобразными ступеньками по­знания и преобразования человеком окружающей действительности и самого себя, так как каждая из них содержит сумму сущностных знаний об объекте познания. Овладение этими категориями повышает возмож­ности людей в конкретно-творческой деятельности.
Категории диалектики, как опорные пункты и ступеньки, позволяют формировать мировоззрение, совершенствовать методологическую ос­нову экономических, правовых и иных знаний, их применения на прак­тике.
Таким образом, существует достаточно много учений о связи и разви­тии бытия. Одно из них - диалектика, представляющая единство прин­ципов, законов и категорий. Диалектика играет важную мировоззренче­скую, методологическую, познавательную и ценностно-ориентирующую роль для человека и общества.



Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

19.05.2020 лекция для ПСА Тема 12. Человек, его ценности и смысл бытия

Тема 5. Немецкая классическая философия

Тема 8: Философская категория бытия. Материя, ее основные свойства.