28.04.2020 года лекция для ПСА по теме Тема 10. Сознание, его происхождение и сущность.

Тема 10. Сознание, его происхождение и сущность. 

Вопросы к лекции:

1.   Роль категории сознания в философии
2.   Возникновение и эволюция сознания, его биологические и социальные предпосылки
3.   Сознательное и бессознаниельное
4.   Теории бессознательного: Фрейд, Юнг, Лаккан

Вопрос 1. Роль категории сознания в философии
Проблема сознания всегда являлась пробным камнем материалистической или идеалистической философской позиции того или иного мыслителя.
Важность проблемы сознания обусловлена методоло­гическим значением связью с основным вопросом фи­лософии, позволяющим рассмотреть мировоззренческую противоположность двух подходов материализма и иде­ализма.
В идеализме разум помещается где-то над бытием, определяя его. Духовная жизнь идеализмом рассматрива­ется как основная и всеохватывающая реальность, универ­сальный разум, а воспринимаемый человеком чувствен­ный мир как комплекс ощущений или проявление объ­ективного духа.
Материализм всегда боролся против этих положений, утверждая, что разум не может быть демиургом мира, по­тому, что сам он является продуктом высшей формы его организации.  Материализм рассматривал сознание как по­знавательный образ, как отражение мира в мозгу человека.
Говоря о сознании, в первую очередь, следует сказать, что оно является продуктом, свойством высокоорганизован­ной материи, то есть мозга.
Мозг человека отличается от других (не только орга­нов, но и) элементов всей природы тем, что он один об­ладает способностью к саморегенерации духовных про­цессов, самоуправлению этими процессами, памятью, мышлением, логикой и способностью, называемой фантазией. Этот комплекс особенностей мозга человека называет­ся разумом.
Сознание существует не отдельно, а только как свой­ство мозга. И оно отражает мир в форме идеальных обра­зов.
Материя и сознание имеют то общее, что они сущест­вуют реально. Но это разные реальности. Материя есть объективная реальность, а сознание субъективная реа­льность. Материя существует вне и независимо от сознания, сознание это внутренний мир, духовный мир чело­века. Сознание есть способность нашего мозга отражать ма­териальный мир.
В философской литературе понятие «сознание» упо­требляется далеко не однозначно. Под сознанием в ши­роком смысле слова имеется в виду психическое отраже­ние действительности независимо от того, на каком уровне оно осуществляется, биологическом (психика жи­вотных), или социальном (сознание человека) и в каких формах чувственных (ощущения, восприятия, пред­ставления) или логических (понятия, суждения, умоза­ключения).
Когда имеется в виду сознание именно в этом широ­ком философском смысле, то тем самым подчеркивает­ся его понимание лишь в аспекте основного вопроса фи­лософии как вторичного по отношению к объективному миру.
В более узком смысле слова под сознанием понимается не просто психическое отражение мира, а высшая, специ­фически человеческая форма психического отражения объективной реальности.

Вопрос 2 Возникновение и эволюция сознания, его биологические и социальные предпосылки
Вопрос о происхождении сознания был также объек­том мировоззренческих разногласий между материализ­мом и идеализмом и трактовался в философии и психоло­гии неоднозначно.
При рассмотрении общественно-исторической сущ­ности сознания как высшей формы отражения действите­льности следует опираться на положение о том, что созна­ние есть общественный продукт, и возникает оно в про­цессе целесообразной, активно   преобразующей деятельности людей.
Особенности психического отражения человеком внешнего мира связаны с особенностями его бытия.
У животных образ жизни характеризуется приспособле­нием к природной среде, слиянием с ней, неспособностью вследствие этого к конструктивным изменениям условий существования. У человека качественно другое отношение к окружа­ющей среде. Оно характеризуется активным целенаправ­ленным преобразованием естественной среды и созданием новой жизненной среды второй природы. Вторым качественным признаком образа жизни чело­века, определившим его сущность, является труд в его спе­цифической форме, то есть деятельность, которой пред­шествует осознание ее цели.
В отличие от трудовой деятельности человека живот­ные не только не могут целенаправленно и систематиче­ски преобразовывать окружающий их мир, но и использо­вание ими простейших орудий труда носит случайный харак­тер, не говоря о том, что ни одна обезьяна в отличие от первобытного дикаря «не изготовила когда-либо хоть бы самого грубого каменного ножа», писал Ф. Энгельс, ко­торый указывал на огромную роль труда в формировании человека.
Итак, появление и развитие трудовой деятельности яв­ляется величайшим скачком в процессе формирования че­ловека (из обезьяны), преобразования поведения, потреб­ностей и мозга человека. Второй, важнейшей предпосылкой постепенного пре­вращения мозга обезьяны в человеческий мозг явилась членораздельная речь. Она возникает в ходе совместной де­ятельности членов первобытного общества как настоятельная потребность общения и взаимопонимания для до­стижения общей цели успешной борьбы с природой. Эта потребность создала и соответствующий орган речи. Известный ученый А. А. Леонтьев выделяет четыре этапа в периодизации формирования речи человека.
Первый этап это не жизненные шумы или звуки, связанные у обезьян с определенными эмоциональными состояниями и несущие определенную словесную нагруз­ку для других особей.
На втором этапе, который охватывает австралопитеков и питекантропов, не произошло никаких особенных ново­образований, не образовалось никаких выраженных форм членораздельной речи, речевая коммуникация осуществ­лялась с помощью выкриков.
На третьем этапе членораздельная речь в зачаточных формах начинается с неандертальцев. Появляются слоги и звуки.
Четвертый этап это речь современного человека, воз­никшая в своих основных формах вместе с человеком совре­менного вида, но продолжавшая развиваться и дальше.
В процессе своей речевой деятельности человек последо­вательно двигается от конкретно-предметного мышления к абстрактному мышлению. Последнее зародилось на базе образования в мозгу второй сигнальной системы высшей формы нервной деятельности человека. Мышление челове­ка в отличие от рассудочной деятельности животного осу­ществляется в теснейшей связи с языком. Язык есть форма, средство выражения идеального Важно отметить роль языка как средства общения, за­крепления, передачи и сохранения социального опыта. Благодаря языку возможно поступательное развитие по­знания, которое каждое новое поколение осуществляет, освобождаясь от необходимости заново проходить весь путь отыскания истины, пройденный предыдущими по­колениями. В настоящее время на нашей планете известно более трех тысяч языков.
3. Индивидуальное сознание это нечто личное, еди­ничное. Оно принадлежит конкретной личности. Индивидуальное сознание есть социально организо­ванное явление, т.е. мыс­ли одного индивида постоянно соприкасаются с мыслями других людей и постепенно шлифуются.
Но сознание объективируется и существует в системе материальной и духовной культуры, в формах общественного сознания, в языке, в науке и фило­софии, в творениях искусства, в формах политического, правового и нравственного сознания.
Реальное бытие индивидуального сознания постоянно соотносится с этим объективным миром, с миром духов­ной культуры, с общественным сознанием. Общественное же сознание по роду своего бытия локализовано как бы между организмом и внешним миром,на границе этих двух сфер действительности.
Индивидуальное сознание духовный мир отдельно­го человека, а общественное духовная жизнь общества, идеальная сторона исторического развития человечества.
Сознание явление психическое, однако не все пси­хические процессы человека находятся под контролем со­знания и являются осознанными. Психическая деятель­ность человека может находиться на разных уровнях сознания: досознательное (то есть предсознательное), или ниже порога сознания (подсознательное).
Совокупность психических явлений, состояний и действий, не представленных в сознании человека, лежащих вне сферы его разума, безотчетных и не поддающихся в данный момент контролю, охватывается понятием бессознательного.
Природа бессознательного пока не ясна до конца, но нужно отметить возросший интерес к этой проблеме пред­ставителей различных отраслей знания. Это обусловлено тем, что проблема затрагивает главные вопросы гносеоло­гии, природы нашего сознания какие состояния психи­ки можно рассматривать как явления неосознанного отра­жения, как они влияют на сознательные психические про­цессы, как осуществляется процесс сознания содержания психического отражения, каков механизм психологии творчества и многое другое.
К бессознательным явлениям относят сон, гипноз, те­лепатию, внушение, различные эмоциональные состояния, творческое вдохновение, сопровождающееся внезапным «озарением» новой идеей, рождающейся как бы от како­го-то толчка изнутри, случаи мгновенного решения задач, долго не поддававшихся сознательным усилиям, непроиз­вольные воспоминания о том, что казалось прочно забы­тым, и др.
Бессознательное не мистика, а реальность духовной жизни. О его существовании знали задолго до появления теории Фрейда. Бессознательным процессам зачастую да­вались естественнонаучные объяснения. Небольшой исторический экскурс. Общая идея о бессознательном встречается еще в древ­неиндийском учении Потанджали, в котором бессознате­льное трактовалось как высший уровень познания, как интуиция и даже как движущая сила вселенной.
Проблема бессознательного нашла отражение в учении Платона о познании как воспоминании. Кант связывал понятие бессознательного с интуицией и указывал на наличие сферы восприятий и чувств, кото­рые не осознаются.
С физиологической точки зрения, бессознательные процессы выполняют своего рода охранительную функцию: они разгружают мозг от постоянного напряжения созна­ния там, где в этом нет необходимости.

Вопрос 3. Сознательное и бессознаниельное: теории бессознательного
Фрейд исследовал область бессознательного, ее место, роль в душевных расстройствах людей. Анализ теории Фрей­да должен включать как оценку позитивных моментов в его учении, так и критику негативных идей. Заслугой ранних ра­бот Фрейда является привлечение внимания к сложной ди­намике психической деятельности человека, его внутренне­му миру, а также разработанный им механизм «психологиче­ской защиты».
По мнению Фрейда, социальная жизнь вырабатывает целую систему запретов, мешающих осуществлению бес­сознательных желаний. Развитие личности это цепь преодолений острых внутренних конфликтов между бес­сознательными влечениями организма и внешними обще­ственными запретами.
Здесь явно преувеличивается влияние биологических факторов и недооценивается значение социальных явлений в формировании индивида и его жизнедеятельности. Анализ общественных явлений в теории 3. Фрейда подменяется, по существу, анализом обиологизированного человека.
Фрейд создал свою схему структуры психики, разделив ее на три пласта:
1. Самый нижний пласт и самый мощный назвал «Оно» находящееся за пределами сознания. Там хра­нятся прошлый опыт, разного рода биологические импу­льсивные влечения, страсти и неосознанные эмоции.
2. На этом массивном фундаменте бессознательного воздвигается сравнительно небольшой этаж сознательно­го того, с чем человек актуально имеет дело и чем посто­янно оперирует. Это его «Я».
3. И, наконец, третий и последний этаж человеческого духа «сверх-Я», нечто, находящееся над «Я», выработан­ное историей человечества и существующее в системе нау­ки, морали, искусства, культуры.
Богатейшей сферой бессознательной душевной жизни является иллюзорный мир сновидений, в котором картины реальности, как правило, разорваны и необъяснимы логи­ческим путем. С философско-психологической точки зре­ния, сон выступает как временная потеря человеком чув­ства своего собственного бытия в мире.
Сон есть то состояние, когда человек не осознает со­держание его духовного мира, когда он ничего не знает о внешнем мире, то есть человек во время сна уходит от мира и как бы отстраняет от себя его раздражения. Психологи­ческой целью сна является отдых.
Гипноз еще одна форма проявления бессознательно­го, вербальное воздействие на подсознание. Во время гипноза прерывается связь между нервной силой, телом и разумом. Гипноз вызывается внушением и сопровождается подчинением воли загипнотизированно­го воле гипнотизера.
Бессознательное проявляется и в интуиции. Это спо­собность постижения истины путем прямого ее усмотре­ния, без обоснования с помощью доказательства. Интуи­тивно постигнуть значит догадаться, угадать, сообра­зить, «смекнуть», в чем дело. Очень много великих, известных людей в своих воспоминаниях пишут о том, как им удавалось сделать свои великие открытия неожиданно, интуитивно, «озарением». Это подтверждает, что интуи­ция в творчестве играет огромную роль.
Несмотря на то, что бессознательные психические процессы находятся «за порогом сознания», они активно влияют на деятельность человека.
Проблема бессознательного должна рассматриваться не как раз и навсегда данное свойство человеческой нату­ры (возникшее уже в силу появления человека на свет), а как атрибут конкретно-исторической личности, которая испытывает сложное, многообразное влияние природной и социальной среды.

Вопрос 4. Теории бессознательного: Фрейд, Юнг, Лаккан
Сознательное и бессознательное представляют собой две стороны единой совокупности человеческой психики. Эти психоаналитические понятия относятся к области изучения общей психологии. Обычно сознательное противопоставляется бессознательному, однако с точки зрения психоаналитических исследований эти понятия рассматриваются как единое целое, но на различных уровнях.
Сознательное (или сознание) представляет собой одну из форм отражения объективной действительности на человеческой психике. С точки зрения культурно-исторического подхода к проблеме бессознательного и сознательного, последнее характеризуется наличием промежуточного звена между сознанием и восприятием объективной реальности. Этим промежуточным звеном являются элементы историко-общественной практики, которые позволяют строить объективную картину окружающего мира.
Бессознательное (или подсознание, неосознаваемое) обозначает психические процессы, которые не находят отражения в сознании человека и не управляются им. Характерной особенностью бессознательного является отсутствие субъективного контроля: этим термином можно обозначить все, что не является для человека объектом сознания.
В теории сознательного и бессознательного существует несколько видов проявления бессознательного:
·                     неосознаваемая мотивация (т.е. побуждения к действию), истинный смысл которой не осознается ввиду ее неприемлемости с социальной точки зрения либо противоречия с иными мотивами;
·       поведенческие стереотипы и атавизмы, отработанные до такой степени автоматизма, что их осознание в привычной ситуации излишне;
·       подпороговое восприятие, которое не поддается осознанию, поскольку содержит большой объем информации;
·       надсознательные процессы, которыми являются интуиция, вдохновение, творческое озарение и т.п.
Теория бессознательного по Фрейду
Знаменитый австрийский психиатр и психолог Зигмунд Фрейд сознательное и бессознательное описал по результатам своих экспериментов. Аналитика человеческого поведения показала, что большое количество действий, в которых человек не отдает себе отчета, как правило, носят неосмысленный характер и не могут быть объяснены с точки зрения сознания. Было установлено, что разного рода мотивации проявляются в невротических симптомах, сновидениях и творчестве. Как врач, занимавшийся в том числе и неврологией, Фрейд столкнулся с особенным влиянием неосознаваемых переживаний и мотивов на жизнь людей. Он установил, что эти процессы могут не только в значительной мере отягощать жизнь испытуемых, но и вызывать нервно-психические заболевания. Результаты экспериментов направили Фрейда на поиск средства, которое могло бы избавить человека от конфликтов между сознательным и бессознательным. Именно поиск компромисса между тем, что диктует сознание и потаенными, бессознательными побуждениями привел к появлению метода психоанализа.
Теория бессознательного по Юнгу
Проблема бессознательного и сознательного будоражила умы многих психологов. По результатам исследований швейцарского психиатра Карла Густава Юнга, основоположника глубинной аналитической психологии, было дано описание «коллективному бессознательному». Юнг считал, что имеет место быть не только бессознательное отдельной личности, но и расовое, родовое, национальное, семейное, т.е. коллективное бессознательное. Оно представляет собой совокупность информации психического мира определенного сообщества людей, в то время как индивидуальное бессознательное отражает только информацию психического мира конкретной личности.
Аналитическая психология Юнга определила бессознательное в виде устоявшихся стереотипов, поведенческих моделей, которые требуют актуализации, но на самом деле являются врожденными.
Бессознательное в трактовке Юнга было подразделено на следующие процессы и состояния психики:
·       латентные (скрытые);
·       временно неосознаваемые;
·       вытесненные за пределы сознания (т.е. подавленные).
Теория бессознательного по Лакану
Помимо Карла Юнга и Зигмунда Фрейда сознательным и бессознательным занимался другой исследователь, французский философ и психоаналитик Жак Мари Эмиль Лакан. Он сформулировал гипотезу о том, что структура бессознательного похожа на языковую. С этой точки зрения психоанализ можно рассматривать как работу с речью пациента. Знаменитая психоаналитическая техника, разработанная Лаканом, была названа «клиникой означающего». В ее основе лежит работа со словом, необходимость и возможность перевода, так называемой перезаписи внутри психики. Все эти действия могут использоваться в терапии, связанной со сложными расстройствами психической деятельности. Однако не все авторы, изучающие проблему бессознательного и сознательного, согласны с теорией Лакана, что бессознательное есть язык, а психоанализ – языковая игра между психоаналитиком и пациентом. Бессознательное похоже на язык, оно функционирует по схожему алгоритму, но при этом на него не распространяются законы лингвистики.
Современные исследования бессознательного сформулированное Зигмундом Фрейдом сознательное и бессознательное положено в основу современных исследований. Психофизиологические доказательства получают при анализе сна, гипнотического транса, проявлений автоматизма в спортивной и трудовой деятельности. Разрабатываются теории о возможном применении кибернетических способов моделирования бессознательного.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

19.05.2020 лекция для ПСА Тема 12. Человек, его ценности и смысл бытия

Тема 5. Немецкая классическая философия

Тема 8: Философская категория бытия. Материя, ее основные свойства.