21.05.2020 Лекция для ПД и ПСО. Тема 13. "Общество как саморазвивающаяся система"
Тема 13. "Общество как саморазвивающаяся система"
1. Многообразие культур и цивилизаций, их взаимодействие.
2. Своеобразие исторического пути России ее место в системе Запад-Восток.
3. Общественный прогресс, его содержание и критерии
4. Формационная и цивилизационная концепции развития общества
Основные понятия: общественное бытие, общественное сознание, способ производства, производительные силы, производственные отношения, правовое государство, гражданское общество, стратификация, социальная общность, класс, классовая борьба, этническая общность, народность, нация, мобильность.
Общественное бытие - философская категория, означающая совокупность материальных отношений людей к природе и друг к другу, независимых от их сознания и в конечном счете его определяющих (Общественное бытие и общественное сознание).
Общественное сознание и общественное бытие - две стороны, материальная и духовная, жизни общества, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии.
Способ производства - понятие, характеризующее конкретный вид производства необходимых для жизни людей средств (пищи, одежды, жилища, орудий производства), осуществляемого в исторически определенных формах общественных отношений.
Производственные силы - категория исторического материализма, характеризующая основной и в конечном счете определяющий фактор исторического процесса. «...Как в основе всех явлений природы лежат причины материальные, так и развитие человеческого общества обусловливается развитием материальных, производительных сил».
Производственные отношения - одно из важнейших понятий марксистской теории, отражает материальные, не зависящие от сознания людей отношения, в которые люди вступают в процессе материального производства и которые являются основой существования объективных экономических и социальных законов.
Правовое государство - Государство, важнейшими признаками которого являются господство правового закона во всех сферах общественной жизни, ответственность перед законом государства и его органов, судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности. Правовое государство является неотъемлемым элементом демократии. Идея правового государства выдвигалась еще в древности античными мыслителями.
Гражданское общество - понятие, обозначающее совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и т. д.
Стратификация - социологическое учение о структуре общества. Согласно теории С. с., деление общества на классы, но в основу этого деления подчас кладутся произвольные, несущественные критерии (напр. род занятий, тип жилища, район проживания, размер дохода и т. п.).
Социальная общность - широкое понятие, объединяющее различные совокупности людей, для которых характерны некоторые одинаковые черты жизнедеятельности и сознания.
Класс (лат. clasais — разряд, группа) — конечная или бесконечная совокупность выделенных по некоторому признаку предметов, мыслимая как целое.
Классовая борьба- борьба между классами с несовместимыми или противоречащими друг другу интересами.
Этнос (Этническая общность) (от греч. ethnos - племя, группа, народ) - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, общими относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием (сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований), зафиксированным в самоназвании.
Народность - это исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей, предшествующая нации. Как правило, малочисленна, не имеет собственной государственности.
Нация (от лат. natio-племя, народ) - исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, компактного проживания, экономической жизни и психического склада, сознания и самосознания, проявляющаяся в общности культуры, традиций, обычаев.
Мобильность социальная- социологическое понятие, означающее подвижность социальных групп в общественной структуре. Различают «горизонтальную социальную мобильность».
Основные понятия: культура, социальный опыт, цивилизация, культурно-исторический тип, общественно-экономическая формация, базис и надстройка, социальная революция, общественный прогресс, субъект истории, народные массы.
Культура - (лат. cultura - возделывание, обрабатывание) - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии об-ва.
Социальный опыт - это опыт, накопленный за всю историю человечества и закрепленный в обществе. Он состоит из знаний, умений, навыков, чувств, эмоций, рефлексов, языков, ориентиров, систем мировоззрений, точек зрения, взглядов и из многого другого, что приобрел и сохранил человек за всю его историю.
Цивилизация - (лат. гражданский, государственный) - совокупность материальных и духовных достижений об-ва. В домарксистских философских концепциях понятие Ц. фигурирует в контексте анализа всемирно-исторического процесса.
Культурно-исторический тип - это целостная "органическая система", все звенья которой взаимосвязаны и создают в конечном итоге синтез, не имеющий аналогов. Разумеется, говоря о "системности" в концепции Данилевского, следует учитывать уровень постижения этого понятия в буржуазной историографии XIX в.
Общественно-экономическая формация - исторический тип об-ва, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как ступень прогрессивного развития мировой истории человечества от первобытнообщинного строя через рабовладельческий строй, феодализм и капитализм к коммунистической формации.
Базис и надстройка - категории исторического материализма, выработанные для характеристики осн.: структурных элементов каждой общественно-экономической формации.
Социальная революция - коренной резкий качественный переворот во всей социальной структуре общества; способ перехода от одной формы социально-политического устройства к другой форме.
Прогресс (от лат. progressus — движение вперед) есть такое направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Заслуга выдвижения идеи и разработки теории
Общественный прогресс - принадлежит философам второй половины XVIII в., а социально-экономической базой для самого возникновения идеи общественного прогресса послужило становление капитализма и вызревание европейских буржуазных революций. Кстати, оба творца первоначальных концепций общественного прогресса — Тюрго и Кондорсе — были активными общественными деятелями предреволюционной и революционной Франции. И это вполне объяснимо: идея общественного прогресса, признание того факта, что человечество в целом, в главном идет в своем движении вперед, есть выражение исторического оптимизма, свойственного передовым социальным силам.
Субъекты истории – это народ, нация, масса, толпа, социальные классы, выдающиеся личности.
Обычно, термин «народ» используют в трех смыслах.
Во-первых, данное понятие охватывает всех людей, населяющих какую-либо страну.
Во-вторых, народ – это трудящиеся, создающие материальные и духовные ценности и неприсваивающие чужой труд.
В-третьих, народ – организованное целое, имеющее единую психологию (менталитет), культуру, традиции, обычаи, единую территорию, общие экономические связи и т.д. Это устойчивая общность людей со своими «этническими» интересами.
Народные массы - совокупность представителей различных классов, слоев и социальных групп, которые в силу своего объективного положения и интересов способны играть существенную роль в развитии данного общества.
1. Культура представляет одну из наиболее общих форм человеческой деятельности. Она выражает меру осознания и овладения человеком сил природы, своих отношений и самого себя. Тем самым она дает целостную комплексную характеристику человека.
При анализе типов культуры необходимо учитывать различие понятий "культура" и "цивилизация" (от лат, Civilis - гражданский, государственный). Впервые' термин "цивилизация" был употреблен Мирабо в работе "Друг людей или трактат о народонаселении" (1757).
Становление цивилизации - процесс исторический. В условиях первобытного строя человек был .слит с обществом (родом, племенем). В таких условиях социальные и культурные условия общества не разделялись, социальная жизнь была одновременно жизнью самой культуры. Разложение и распад родо-племенной целостности и переход к классовому обществу был одновременно переворотом в механизмах его функционирования и развития, означавшим становление цивилизации.
Однозначной трактовки этого термина в литературе не существует. В большинстве словарей термин "цивилизация" интерпретируется как синоним культуры. В широком смысле под цивилизацией понимают совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии, в узком смысле - только материальную культуру.
В истории философии к XX в. сложились три подхода к пониманию цивилизации, которые сохраняют свое значение и в на- стоящее время. Первый из них - унитарный, при котором цивилизация понимается как идеал прогрессивного развития человечества как единого целого. Следует отметить, что на современном этапе представители этого подхода полагают, что только на определенном этапе взаимодействия локальных цивилизаций возника'ет феномен всемирной истории. В работе "Истоки истории и ее цель" К.Яснерс выделил в ней четыре среза: доистория; великие исторические культуры древности (локальные истории); осевая история (начало всемирной истории); эпоха техники (переход к единой мировой истории). По его мысли, ситуация единства мировой истории создана Европой, которая обрела власть над миром в силу своего технологического превосходства.
В рамках стадиального подхода историю рассматривают как этапы прогрессивного развития человечества, но при этом ставят их в зависимость от тех или иных аксиоматических критериев. Обычно по этому принципу выделяют следующие цивилизации: устная, письменная, книжная, экранная, космогенная, техноген•ная, антропогенная, традиционная и современная, эволюционная и инновационная. Однако в большинстве случаев в рамках этой классификации применяется техногенный подход, на основе которого выделяют доиндустриальную (аграрную), индустриальную (промышленную) и постиндустриальную (информационную) цивилизации (У. Ростоу, Д. Белл, О.Тоффлер).
Индустриальный тип сводит социальный прогресс к переходу от отсталого аграрного общества, в котором господствует натуральное хозяйство и сословная иерархия, к промышленно развитому обществу с рыночным производством.
Постиндустриальное общество представляет собой дальнейшее развитие концепции индустриального типа цивилизации. Если в доиндустриальном обществе в экономической деятельности преобладает сельское хозяйство, в индустриальном - промышленность, то в постиндустриальном - сфера услуг, а ведущая роль принадлежит науке, образованию, информатике.
Сторонники локально-исторического подхода рассматривают цивилизацию как качественно, различные уникальные этнические или исторические образования, как особый социокультурный феномен, ограниченный пространственно-временными рамками, основу которого составляют различия и четкие параметры технологического развития. Выделяя в истории ряд цивилизаций, сторонники этого подхода расходятся в их количестве. Так, М. Данилевский выделяет десять культурно-исторических типов, О. Шпенглер - восемь, А. Тойнби - двадцать один, а в более позднем варианте -'тринадцать.
В истории философии в рамках выработки подходов к анализу цивилизации предпринимались попытки определить содержание этого понятия и прояснить его соотношение с культурой. Так О. Шпенглер, понимая цивилизацию как совокупность технико-механических факторов, противопоставлял ее культуре как царству органически-жизненного. Цивилизация, по его мнению, - это заключительный этап любой культуры, для которого характерен высокий уровень научных и технических достижений и упадок литературы и искусства. Культура - это осуществление внутренних возможностей, совершив которые, она исчерпывает себя и становится цивилизацией. Таким образом, различие между культурой и цивилизацией в том, что первая задает высшие ценности, жизненные смыслы, вторая - технологию их реализации.
Подобных взглядов на цивилизацию придерживается и А. Тойнби. Как и О. Шпенглер, он высказывает мысль о множестве цивилизаций, но в отличие от него допускает взаимодействие и взаимовлияние фрагментов культур, их распространение и развитие. В будущем, по его мысли, возможно достижение единства человечества, но только в сфере духа и на основе религии. Рождение цивилизаций определяется поисками Ответов на Вызовы, которые предъявляет людям либо природа, либо человеческое окружение.
Более четкую установку на соотношение понятий культуры и цивилизации провел А.Вебер. Он рассматривает культуру и цивилизацию не как два относительно самостоятельных аспекта истории - собственно духовного и научно-технического, а как взаимодействующие между собой, но протекающие по разным законам процессы. Кроме того, он еще выделяет и третий социальный аспект истории (государство). Развитие цивилизации происходит в определенных социально-исторических и культурных условиях, зависящих от экономических и политических факторов. Поэтому если цивилизация употребляется для обозначения определенной ступени развития общества, то под понятием культуры А. Вебер имеет в виду качественную сторону цивилизации.
В настоящее время эта категория стала центральной в системе социогуманитарных представлений о современном мире и его истории, оформилась и особая область знания - исследование цивилизаций..
Из проведенного анализа следует, что цивилизация возникает на определенной ступени развития общества и представляет собой такой аспект человеческой деятельности, который обеспечивает самоорганизацию, саморегуляцию социального организма, осуществляемых путем регламентации взаимоотношений между социальными субъектами на основе норм, законов социальных институтов и учреждений, обеспечивающих функционирование и развитие общества.
2.Многогранность и сложность феномена культуры проявляется не только с тачки зрения ее внутренней структуры и взаимодействия составляющих элементов, но и с точки зрения многообразия ее исторических, национальных, региональных, континентальных и других форм существования. Нет сомнения в том, ?что есть свои особенности в культуре античного мира, средневековья, нового времени, современной эпохи. Есть также существенные различия в культуре отдельных регионов: в культуре Египта, Древней Греции, народов Европы и Азии.
Не случайно в сознание народов мира давно и прочно вошли понятия «Запад» и «Восток», «западная и восточная цивилизации», «западное и восточное мышление». Это не пустые слова, в этих терминах отражаются существенные различия в обычаях и традициях .образе жизни и в мировосприятии различных народов, а также совокупности близких по культуре народов. Исследования этих различий позволяют «более глу1боко проникнуть в процесс становлений, развития и функционирования культуры. Только в диалектической взаимосвязи познания сущности и конкретных форм •проявления культуры можно определить ее место и роль в жизнедеятельности общества, прогрессе человечества.
В настоящее время, когда в нашей стране осуществляются коренные реформы во всех сферах жизни, меняются ценностные ориентации людей, особо важное значение приобретает изучение вопроса о соотношении западной и восточной культур и цивилизаций и месте России в их диалоге. Эта проблема, занимавшая важное место в идеологических дискуссиях в России середины прошлого века, вновь приобрела актуальность сегодня и стала обсуждаться не только в специальной: философской и социологической литературе, но и в периодической печати, в политических дебатах между различными партиями, дв1фкениями, идейными течениями и т. д. Так, например, журнал «Вопросы философии» в 1902—93 годах провел два округлых стола» на темы «(Россия и Запад: взаимодействие культур», «Российская модернизация: проблемы и иеропективы». На этих «круглых столах» с изложением своего понимания данной проблемы выступили известные в стране философы, историки, социологи, правоведы и представители других научных дисциплин. Анализ и обобщение существовавших в мировой и отечественной литературе взглядов и материалов современных дискуссий 'по данной проблеме позволяет выделить наиболее характерные, в то же время дротивоположные черты западной и восточной культур и (цивилизаций.
Как считал великий немецкий философ Гегель, Восток—начало всемирной истории, Европа (Запад)—ее конец. От него же идут представления о [пассивности, летаргичности и неспособности восточного менталитета к социальному, технологическому и иным формам прогресса. Противопоставление Запада Востоку в пользу Запада, .западной цивилизации идет по всем позициям, направлениям жизни. О том, что Восток отсталый регион, написаны горы книг.
B чем же видят преимущество западной цивилизации? Прежде всего следует отметить, что в существующей литературе, как правило, под термином «Запад» принято понимать особый тип культурно-цивилизационного развития, который сформировался в Европе в эпоху зарождения буржуазных социально-экономических отношений, т. е. в XiV—<XVII веках. Этот тип культурно-цивилизационного развития принято еще называть техногенной. Характерными чертами западной или техногенной цивилизации выступают: быстрое изменение техники и технологий благодаря систематическому применению в производстве научных знаний; ускоренное обновление той искусственно созданной [человеком предметной' среды, в которой протекает его жизнедеятельность; возрастание динамики социальных связей, их относительно быстрая трансформация, в результате которой происходит изменение образа жизни и формирование нового типа личности.
В социальном плане западная цивилизация отождествляется с эпохой развития капиталистических производственно-экономических отношений и буржуазно-демократических форм правления, становления гражданского общества и правового государства. В технологическом плане—с индустриальным и постиндустриальным обществом. В) плане духовного развития западная цивилизация характеризуется рационалистическим додходом, опорой на науку, просвещение, образование, даже культом рационализма.
Немецкий социолог и философ конца ХИХ века М. Вебер в своей известной работе «Протестантизм и дух капитализма» синтезировал наиболее характерные черты западной цивилизации и выделил следующие основные .'ценности этого типа культуры: 1) динамизм, ориентация на новизну; 2) утверждение достоинства и ува1жени1я к человеческой личности; 3) раздиональность; 4) идеалы свободы, равенства, тер'пимости; '5) увавкение к частной собственности. Эти и многие другие черты' создают о'браз западной цивилизации, которая по всем основным структурным элемента1м организации общественной жизни дротивопоставляется восточному типу культуры и цивилизации.
Восточный тип культуры в философской и социологической литературе называется «Традиционным обществом». Геополити-таески Восток связывается с культурами Древней Индии и Китая, Вавилона, Древнего Египта, национально-государственными образованиями мусульманского мира. Эти культуры тоже характеризуются некоторыми общими чертами: 1) ориентацией на воспроизводство и сохранение сложившегося 'веками образа жизни;
2)1 преимущественным занятием аграрным типом хозяйства;
3) преобладанием готалитарных, монархических, деапотических фо,р!м управления обществом; 4) отрицанием автономии, свободы [человеческой личности; 5) 'господством в духовной жизни религиозно-мифологических представлений' и канонизированных стилей мышления, противопоставлением научной рациональности нравственно-волевых установок на созерцательность, (безмятежность и т. д.
3.Общественный прогресс, его содержание и критерии
Проблема прогресса занимает умы мыслителей с самого начала зарождения общественной мысли, однако вплоть до XIX в. эта идея не была научно обоснована. Объективный подход к проблеме исторического прогресса предполагает изучение реального прогресса в обществе и в первую очередь изменений в производительных силах, которые в значительной мере определяют другие стороны социальных изменений'. цели, стремления, идеалы, в свете которых оценивают люди свое историческое развитие, сами меняются в ходе истории, поэтому такие оценки часто страдают субъективностью, неисторичностью.
Понятие прогресса отражает определенную сторону развития; последнее включает и восходящую, и нисходящую линию изменений. Если прогресс предполагает поступательное движение по восходящей линии от низшего к высшему, от простого к сложному, то понятие регресса означает упадок, деградацию. Скажем, научно-технический прогресс сопровождается экологическим кризисом, ростом заболеваний и т.п. факторами. Таким образом, прогресс предполагает элементы регресса.
Признаки или черты общественного прогресса могут быть сведены в две группы:
1. Характеризующие вооруженность человека для овладения природой (орудия труда, развитие науки и техники).
2. Определяющие положение людей в обществе (отношения к средствам производства, формы эксплуатации или их отсутствие, степень участия масс в управлении делами общества, возможности развития личности).
Важнейшее значение для выяснения закономерностей общественного прогресса имеет установление его критерия. Этим критерием выступает тот фактор, от которого в наибольшей степени зависит поступательное развитие всего общества. Общим критерием общественного прогресса является уровень производительных сил, включающих самого человека в качестве главной производительной силы, и, стало быть, предполагающих наличие в обществе свободы и демократии как условия его всестороннего развития. Именно человек есть тот узел, в котором выявляются главный двигатель, важнейший критерий и результаты социального прогресса.
4. Формационная и цивилизационная концепции развития общества
Формационный подход был предложен основоположниками марксизма -К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В.И. Лениным. Ключевое понятие, используемое при формационном подходе - общественно-экономическая формация.
Общественно-экономическая формация представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.
Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества. Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной формации к другой.
В общественно-экономической формации есть два главных компонента -базис и надстройка. Базис - экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения. Надстройка - государство, политические, общественные институты. К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе.
Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними. Возникает конфликт, противоречие между новым уровнем производительных сил и устаревшими производственными отношениями. Рано или поздно, насильственным либо мирным путем происходят изменения в экономическом базисе - производственные отношения либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми приходят в соответствие с новым уровнем производительных сил.
Изменившийся экономический базис ведет к изменению политической надстройки (либо она приспосабливается к новому базису, либо сметается движущими силами истории) - возникает новая, находящаяся на более высоком качественном уровне общественно-экономическая формация.
В целом К. Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная; рабовладельческая; феодальная; капиталистическая; коммунистическая.
Цивилизациониый подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889 - 1975). Центральное понятие, используемое его сторонниками, - цивилизация.
Цивилизация, по Тойнби, - устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками.
История - нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и локальными. Основные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках.
К основным цивилизациям относятся (относились): шумерская; вавилонская; минойская; эллинская (греческая); китайская; индусская; исламская; христианская; некоторые другие цивилизации.
Движущими силами истории согласно Тойнби являются: вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия); ответ цивилизации в целом на вызов; деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей).
Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут, живут и умирают.Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии: зарождение; рост; надлом; дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.
Культурологический подход был предложен немецким философом Освальдом Шпенглером (1880-1936). Центральное понятие данного подхода - культура.
Культура - совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура - автономная, самодовлеющая, замкнутая, обособленная реальность. Культура зарождается, живет и умирает.
Понятие "культура" Шпенглера близко понятию "цивилизация" Тойнби, однако "цивилизация" у Шпенглера имеет иные значения, чем у Тойнби. Цивилизация в рамках культурологического подхода - высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.
Всего Шпенглером было выделено восемь культур: индийская; китайская; вавилонская; египетская; античная; арабская; русская; западноевропейская.
Комментарии
Отправить комментарий