21.05.2020 Лекция для ПД и ПСО. Тема 13. "Общество как саморазвивающаяся система"

Тема 13.  "Общество как саморазвивающаяся система"
1.  Многообразие культур и цивилизаций, их взаимодействие.
2.  Своеобразие исторического пути России ее место в системе Запад-Восток.
3.  Общественный прогресс, его содержание и критерии
4. Формационная и цивилизационная концепции развития общества
 Основные понятия: общественное бытие, общественное сознание, способ производства, производительные силы, производственные отношения, правовое государство, гражданское общество, стратификация, социальная общность, класс, классовая борьба, этническая общность, народность, нация, мобильность.
Общественное бытие - философская категория, означающая совокупность материальных отношений людей к природе и друг к другу, независимых от их сознания и в конечном счете его определяющих (Общественное бытие и общественное сознание).
Общественное сознание и общественное бытие - две стороны, материальная и духовная, жизни общества, находящиеся между собой в определенной взаимосвязи и взаимодействии.
Способ производства - понятие, характеризующее конкретный вид производства необходимых для жизни людей средств (пищи, одежды, жилища, орудий производства), осуществляемого в исторически определенных формах общественных отношений.
Производственные силы  - категория исторического материализма, характеризующая основной и в конечном счете определяющий фактор исторического процесса. «...Как в основе всех явлений природы лежат причины материальные, так и развитие человеческого общества обусловливается развитием материальных, производительных сил». 
Производственные отношения - одно из важнейших понятий марксистской теории, отражает материальные, не зависящие от сознания людей отношения, в которые люди вступают в процессе материального производства и которые являются основой существования объективных экономических и социальных законов.
Правовое государство - Государство, важнейшими признаками которого являются господство правового закона во всех сферах общественной жизни, ответственность перед законом государства и его органов, судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности. Правовое государство является неотъемлемым элементом демократии. Идея правового государства выдвигалась еще в древности античными мыслителями.
Гражданское общество - понятие, обозначающее совокупность неполитических отношений в обществе: экономических, социальных, нравственных, религиозных, национальных и т. д.
Стратификация - социологическое учение о структуре общества. Согласно теории С. с., деление общества на классы, но в основу этого деления подчас кладутся произвольные, несущественные критерии (напр. род занятий, тип жилища, район проживания, размер дохода и т. п.).
Социальная общность - широкое понятие, объединяющее различные совокупности людей, для которых характерны некоторые одинаковые черты жизнедеятельности и сознания.
Класс (лат. clasais — разряд, группа) — конечная или бесконечная совокупность выделенных по некоторому признаку предметов, мыслимая как целое.
Классовая борьба- борьба между классами с несовместимыми или противоречащими друг другу интересами.
Этнос (Этническая общность) (от греч. ethnos - племя, группа, народ) - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающая единым языком, общими относительно стабильными особенностями культуры и психики, а также общим самосознанием (сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований), зафиксированным в самоназвании.
Народность - это исторически сложившаяся языковая, территориальная, экономическая и культурная общность людей, предшествующая нации. Как правило, малочисленна, не имеет собственной государственности.
Нация (от лат. natio-племя, народ) - исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, компактного проживания, экономической жизни и психического склада, сознания и самосознания, проявляющаяся в общности культуры, традиций, обычаев.
Мобильность социальная- социологическое понятие, означающее подвижность социальных групп в общественной структуре. Различают «горизонтальную социальную мобильность».
Основные понятия: культура, социальный опыт, цивилизация, культурно-исторический тип, общественно-экономическая формация, базис и надстройка, социальная революция, общественный прогресс, субъект истории, народные массы.
Культура -  (лат. cultura - возделывание, обрабатывание) - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики и характеризующих исторически достигнутую ступень в развитии об-ва.
Социальный опыт - это опыт, накопленный за всю историю человечества и закрепленный в обществе. Он состоит из знаний, умений, навыков, чувств, эмоций, рефлексов, языков, ориентиров, систем мировоззрений, точек зрения, взглядов и из многого другого, что приобрел и сохранил человек за всю его историю.
Цивилизация - (лат. гражданский, государственный) - совокупность материальных и духовных достижений об-ва. В домарксистских философских концепциях понятие Ц. фигурирует в контексте анализа всемирно-исторического процесса.
Культурно-исторический тип - это целостная "органическая система", все звенья которой взаимосвязаны и создают в конечном итоге синтез, не имеющий аналогов. Разумеется, говоря о "системности" в концепции Данилевского, следует учитывать уровень постижения этого понятия в буржуазной историографии XIX в.
Общественно-экономическая формация - исторический тип об-ва, основывающийся на определенном способе производства и выступающий как ступень прогрессивного развития мировой истории человечества от первобытнообщинного строя через рабовладельческий строй, феодализм и капитализм к коммунистической формации.
Базис и надстройка - категории исторического материализма, выработанные для характеристики осн.: структурных элементов каждой общественно-экономической формации.
Социальная революция - коренной резкий качественный переворот во всей социальной структуре общества; способ перехода от одной формы социально-политического устройства к другой форме.
Прогресс (от лат. progressus — движение вперед) есть такое направление развития, которое характеризуется переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Заслуга выдвижения идеи и разработки теории
Общественный прогресс - принадлежит философам второй половины XVIII в., а социально-экономической базой  для самого возникновения идеи общественного прогресса послужило становление капитализма и вызревание европейских буржуазных революций. Кстати, оба творца первоначальных концепций общественного прогресса — Тюрго и Кондорсе — были активными общественными деятелями предреволюционной и революционной Франции. И это вполне объяснимо: идея общественного прогресса, признание того факта, что человечество в целом, в главном идет в своем движении вперед, есть выражение исторического оптимизма, свойственного передовым социальным силам.
Субъекты истории – это народ, нация, масса, толпа, социальные классы, выдающиеся личности.
Обычно, термин «народ» используют в трех смыслах.
Во-первых, данное понятие охватывает всех людей, населяющих какую-либо страну.
Во-вторых, народ – это трудящиеся, создающие материальные и духовные ценности и неприсваивающие чужой труд.
В-третьих, народ – организованное целое, имеющее единую психологию (менталитет), культуру, традиции, обычаи, единую территорию, общие экономические связи и т.д.  Это устойчивая общность людей со своими «этническими» интересами.
Народные массы  - совокупность представителей различных классов, слоев и социальных групп, которые в силу своего объективного положения и интересов способны играть существенную роль в развитии данного общества.

1. Культура представляет одну из наиболее общих форм челове­ческой деятельности. Она выражает меру осознания и овладения человеком сил природы, своих отношений и самого себя. Тем самым она дает целостную комплексную характеристику человека.
При анализе типов культуры необходимо учитывать различие понятий "культура" и "цивилизация" (от лат, Civilis - граждан­ский, государственный). Впервые' термин "цивилизация" был употреблен Мирабо в работе "Друг людей или трактат о народо­населении" (1757).
Становление цивилизации - процесс исторический. В услови­ях первобытного строя человек был .слит с обществом (родом, племенем). В таких условиях социальные и культурные условия общества не разделялись, социальная жизнь была одновременно жизнью самой культуры. Разложение и распад родо-племенной целостности и переход к классовому обществу был одновременно переворотом в механизмах его функционирования и развития, означавшим становление цивилизации.
Однозначной трактовки этого термина в литературе не суще­ствует. В большинстве словарей термин "цивилизация" интер­претируется как синоним культуры. В широком смысле под ци­вилизацией понимают совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии, в узком смысле - только материальную культуру.
В истории философии к XX в. сложились три подхода к по­ниманию цивилизации, которые сохраняют свое значение и в на- стоящее время. Первый из них - унитарный, при котором цивилизация понимается как идеал прогрессивного развития человечест­ва как единого целого. Следует отметить, что на современном этапе представители этого подхода полагают, что только на опре­деленном этапе взаимодействия локальных цивилизаций возника'ет феномен всемирной истории. В работе "Истоки истории и ее цель" К.Яснерс выделил в ней четы­ре среза: доистория; великие исторические культуры древности (локальные истории); осевая история (начало всемирной исто­рии); эпоха техники (переход к единой мировой истории). По его мысли, ситуация единства мировой истории создана Европой, которая обрела власть над миром в силу своего технологического превосходства.
В рамках стадиального подхода историю рассматривают как этапы прогрессивного развития человечества, но при этом ставят их в зависимость от тех или иных аксиоматических критериев. Обычно по этому принципу выделяют следующие цивилизации: устная, письменная, книжная, экранная, космогенная, техноген•ная, антропогенная, традиционная и современная, эволюционная и инновационная. Однако в большинстве случаев в рамках этой классификации применяется техногенный подход, на основе которого выделяют доиндустриальную (аграрную), индустриаль­ную (промышленную) и постиндустриальную (информацион­ную) цивилизации (У. Ростоу, Д. Белл, О.Тоффлер).
Индустриальный тип сводит социальный прогресс к переходу от отсталого аграрного общества, в котором господствует нату­ральное хозяйство и сословная иерархия, к промышленно разви­тому обществу с рыночным производством.
Постиндустриальное общество представляет собой дальней­шее развитие концепции индустриального типа цивилизации. Ес­ли в доиндустриальном обществе в экономической деятельности преобладает сельское хозяйство, в индустриальном - промыш­ленность, то в постиндустриальном - сфера услуг, а ведущая роль принадлежит науке, образованию, информатике.
Сторонники локально-исторического подхода рассматривают циви­лизацию как качественно, различные уникальные этнические или истори­ческие образования, как особый социокультурный феномен, ограничен­ный пространственно-временными рамками, основу которого составля­ют различия и четкие параметры технологического развития. Выделяя в истории ряд цивилизаций, сторонники этого подхода расходятся в их количестве. Так,  М. Данилевский  выделяет десять культурно-исторических типов, О. Шпенглер - восемь, А. Тойнби - двадцать один, а в более позднем варианте -'тринадцать.
В истории философии в рамках выработки подходов к анали­зу цивилизации предпринимались попытки определить содержа­ние этого понятия и прояснить его соотношение с культурой. Так О. Шпенглер, понимая цивилизацию как совокупность технико-механических факторов, противопоставлял ее культуре как царст­ву органически-жизненного. Цивилизация, по его мнению, - это заключительный этап любой культуры, для которого характерен высокий уровень научных и технических достижений и упадок литературы и искусства. Культура - это осуществление внутрен­них возможностей, совершив которые, она исчерпывает себя и становится цивилизацией. Таким образом, различие между куль­турой и цивилизацией в том, что первая задает высшие ценности, жизненные смыслы, вторая - технологию их реализации.
Подобных взглядов на цивилизацию придерживается и А. Тойнби. Как и О. Шпенглер, он высказывает мысль о множестве цивилизаций, но в отличие от него допускает взаимодействие и взаимовлияние фрагмен­тов культур, их распространение и развитие. В будущем, по его мысли, возможно достижение единства человечества, но только в сфере духа и на основе религии. Рождение цивилизаций определяется поисками Отве­тов на Вызовы, которые предъявляет людям либо природа, либо челове­ческое окружение.
Более четкую установку на соотношение понятий культуры и цивилизации провел А.Вебер. Он рассматривает культуру и цивилизацию не как два относительно самостоятельных аспекта истории - собственно духовного и научно-технического, а как взаимодействующие ме­жду собой, но протекающие по разным законам процессы. Кроме того, он еще выделяет и третий социальный аспект истории (го­сударство). Развитие цивилизации происходит в определенных социально-исторических и культурных условиях, зависящих от экономических и политических факторов. Поэтому если цивили­зация употребляется для обозначения определенной ступени раз­вития общества, то под понятием культуры А. Вебер имеет в виду качественную сторону цивилизации.
В настоящее время эта категория стала центральной в системе социогуманитарных представлений о современном мире и его истории, оформилась и особая область знания - исследование цивилизаций..
Из проведенного анализа следует, что цивилизация возникает на определенной ступени развития общества и представляет со­бой такой аспект человеческой деятельности, который обеспечи­вает самоорганизацию, саморегуляцию социального организма, осуществляемых путем регламентации взаимоотношений между социальными субъектами на основе норм, законов социальных институтов и учреждений, обеспечивающих функционирование и развитие общества.
2.Многогранность и сложность феномена культуры проявляется не только с тачки зрения ее внутренней структуры и взаимодейст­вия составляющих элементов, но и с точки зрения многообразия ее исторических, национальных, региональных, континентальных и других форм существования. Нет сомнения в том, ?что есть свои особенности в культуре античного мира, средневековья, нового времени, современной эпохи. Есть также существенные различия в культуре отдельных регионов: в культуре Египта, Древней Гре­ции, народов Европы и Азии.
Не случайно в сознание народов мира давно и прочно вошли понятия «Запад» и «Восток», «западная и восточная цивилизации», «западное и восточное мышление». Это не пустые слова, в этих терминах отражаются существенные различия в обычаях и тра­дициях .образе жизни и в мировосприятии различных народов, а также совокупности близких по культуре народов. Исследования этих различий позволяют «более глу1боко проникнуть в процесс ста­новлений, развития и функционирования культуры. Только в диа­лектической взаимосвязи познания сущности и конкретных форм •проявления культуры можно определить ее место и роль в жиз­недеятельности общества, прогрессе человечества.
В настоящее время, когда в нашей стране осуществляются ко­ренные реформы во всех сферах жизни, меняются ценностные ори­ентации людей, особо важное значение приобретает изучение воп­роса о соотношении западной и восточной культур и цивилиза­ций и месте России в их диалоге. Эта проблема, занимавшая важное место в идеологических дискуссиях в России середины прош­лого века, вновь приобрела актуальность сегодня и стала обсуж­даться не только в специальной: философской и социологической литературе, но и в периодической печати, в политических дебатах между различными партиями, дв1фкениями, идейными течениями и т. д. Так, например, журнал «Вопросы философии» в 1902—93 годах провел два округлых стола» на темы «(Россия и Запад: вза­имодействие культур», «Российская модернизация: проблемы и иеропективы». На этих «круглых столах» с изложением своего понимания данной проблемы выступили известные в стране фило­софы, историки, социологи, правоведы и представители других научных дисциплин. Анализ и обобщение существовавших в миро­вой и отечественной литературе взглядов и материалов современ­ных дискуссий 'по данной проблеме позволяет выделить наиболее характерные, в то же время дротивоположные черты западной и восточной культур и (цивилизаций.
Как считал великий немецкий философ Гегель, Восток—нача­ло всемирной истории, Европа (Запад)—ее конец. От него же идут представления о [пассивности, летаргичности и неспособно­сти восточного менталитета к социальному, технологическому  и иным формам прогресса. Противопоставление Запада Востоку в пользу Запада, .западной цивилизации идет по всем позициям, направлениям жизни. О том, что Восток отсталый регион, написа­ны горы книг.
B чем же видят преимущество западной цивилизации? Преж­де всего следует отметить, что в существующей литературе, как правило, под термином «Запад» принято понимать особый тип культурно-цивилизационного развития, который сформировался в Европе в эпоху зарождения буржуазных социально-экономи­ческих отношений, т. е. в XiV—<XVII веках. Этот тип культурно-ци­вилизационного развития принято еще называть техногенной. Ха­рактерными чертами западной или техногенной цивилизации вы­ступают: быстрое изменение техники и технологий благодаря сис­тематическому применению в производстве научных знаний; уско­ренное обновление той искусственно созданной [человеком пред­метной' среды, в которой протекает его жизнедеятельность; воз­растание динамики социальных связей, их относительно быстрая трансформация, в результате которой происходит изменение обра­за жизни и формирование нового типа личности.
В социальном плане западная цивилизация отождествляется с эпохой развития капиталистических производственно-экономиче­ских отношений и буржуазно-демократических форм правления, становления гражданского общества и правового государства. В технологическом плане—с индустриальным и постиндустриальным обществом. В) плане духовного развития западная цивилизация характеризуется рационалистическим додходом, опорой на науку, просвещение, образование, даже культом рационализма.
Немецкий социолог и философ конца ХИХ века М. Вебер в сво­ей известной работе «Протестантизм и дух капитализма» синте­зировал наиболее характерные черты западной цивилизации и вы­делил следующие основные .'ценности этого типа культуры: 1) ди­намизм, ориентация на новизну; 2) утверждение достоинства и ува1жени1я к человеческой личности; 3) раздиональность; 4) идеалы свободы, равенства, тер'пимости; '5) увавкение к частной собствен­ности. Эти и многие другие черты' создают о'браз западной циви­лизации, которая по всем основным структурным элемента1м ор­ганизации общественной жизни дротивопоставляется восточному типу культуры и цивилизации.
Восточный тип культуры в философской и социологической литературе называется «Традиционным обществом». Геополити-таески Восток связывается с культурами Древней Индии и Китая, Вавилона, Древнего Египта, национально-государственными обра­зованиями мусульманского мира. Эти культуры тоже характери­зуются некоторыми общими чертами: 1) ориентацией на воспро­изводство и сохранение сложившегося 'веками образа жизни;
2)1 преимущественным занятием аграрным типом хозяйства;
3) преобладанием готалитарных, монархических, деапотических фо,р!м управления обществом; 4) отрицанием автономии, свободы [человеческой личности; 5) 'господством в духовной жизни религи­озно-мифологических представлений' и канонизированных стилей мышления, противопоставлением научной рациональности нравст­венно-волевых установок на созерцательность, (безмятежность и т. д.
3.Общественный прогресс, его содержание и критерии
Проблема прогресса занимает умы мыслителей с самого начала за­рождения общественной мысли, однако вплоть до XIX в. эта идея не была научно обоснована. Объективный подход к проблеме исторического прогресса предполагает изучение реального прогресса в обществе и в пер­вую очередь изменений в производительных силах, которые в значительной мере определяют другие стороны социальных из­менений'. цели, стремления, идеалы, в свете которых оценивают люди свое историческое развитие, сами меняются в ходе истории, поэтому такие оценки часто страдают субъективностью, неисто­ричностью.
Понятие прогресса отражает определенную сторону развития; по­следнее включает и восходящую, и нисходящую линию изменений. Если прогресс предполагает поступательное движение по восходящей линии от низшего к высшему, от простого к сложному, то понятие регресса означает упадок, деградацию. Скажем, научно-технический прогресс сопровождается экологическим кризисом, ростом заболеваний и т.п. факторами. Таким образом, прогресс предполагает элементы регресса.
Признаки или черты общественного прогресса могут быть сведены в две группы:
1. Характеризующие вооруженность человека для овладения природой (орудия труда, развитие науки и техники).
2. Определяющие положение людей в обществе (отношения к средствам производства, формы эксплуатации или их отсутствие, степень участия масс в управлении делами общества, возможно­сти развития личности).
Важнейшее значение для выяснения закономерностей обще­ственного прогресса имеет установление его критерия. Этим критерием выступает тот фактор, от которого в наибольшей сте­пени зависит поступательное развитие всего общества. Общим критерием общественного прогресса является уровень производительных сил, включающих самого человека в качестве главной производительной силы, и, стало быть, предпо­лагающих наличие в обществе свободы и демократии как усло­вия его всестороннего развития. Именно человек есть тот узел, в котором выявляются главный двигатель, важнейший крите­рий и результаты социального прогресса.
4. Формационная и цивилизационная концепции развития общества
Формационный подход был предложен основоположниками марксизма -К. Марксом и Ф. Энгельсом, развит В.И. Лениным. Ключевое понятие, используемое при формационном подходе - обще­ственно-экономическая формация.
Общественно-экономическая формация представляет собой совокуп­ность производственных отношений, уровня развития производитель­ных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.
Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах преды­дущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формаци­ей. Каждая формация является более высоким типом организации общества. Классиками марксизма объясняется и механизм перехода от одной фор­мации к другой.
В общественно-экономической формации есть два главных компонента -базис и надстройка. Базис - экономика общества, составляющими кото­рой являются производительные силы и производственные отношения. Надстройка - государство, политические, общественные институты. К пе­реходу от одной общественно-экономической формации к другой при­водят изменения в экономическом базисе.
Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а про­изводственные отношения остаются прежними. Возникает конфликт, противоречие между новым уровнем производительных сил и устаревшими про­изводственными отношениями. Рано или поздно, насильственным либо мирным путем происходят изменения в экономическом базисе - производствен­ные отношения либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми приходят в соответствие с новым уровнем производительных сил.
Изменившийся экономический базис ведет к изменению политической надстройки (либо она приспосабливается к новому базису, либо сметается движущими силами истории) - возникает новая, находящаяся на более высоком качественном уровне общественно-экономическая формация.
В целом К. Марксом было выделено пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная;  рабовладельческая; феодальная; капиталистическая; коммунистическая.
Цивилизациониый подход был предложен Арнольдом Тойнби (1889 - 1975). Центральное понятие, используемое его сторонниками, - цивилизация.
Цивилизация, по Тойнби, - устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, истори­ческими рамками.
История - нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. Согласно Тойнби цивилизации могут быть основными и локальными. Ос­новные цивилизации оставляют яркий след в истории человечества, кос­венно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации. Локальные цивилизации, как правило, замыкаются в национальных рамках.
К основным цивилизациям относятся (относились): шумерская; вавилонская; минойская; эллинская (греческая); китайская; индусская; исламская; христианская; некоторые другие цивилизации.
Движущими силами истории согласно Тойнби являются: вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия); ответ цивилизации в целом на вызов; деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей).
Цивилизации конечны в своем существовании. Подобно людям, они рождаются, растут, живут и умирают.Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии: зарождение; рост; надлом; дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением ци­вилизации.
Культурологический подход был предложен немецким философом Ос­вальдом Шпенглером (1880-1936).  Центральное понятие данного подхода - культура.
Культура - совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура - автономная, самодовлеющая, замкнутая, обособ­ленная реальность. Культура зарождается, живет и умирает.
Понятие "культура" Шпенглера близко понятию "цивилизация" Тойн­би, однако "цивилизация" у Шпенглера имеет иные значения, чем у Тойнби. Цивилизация в рамках культурологического подхода - высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.
Всего Шпенглером было выделено восемь культур: индийская; китайская; вавилонская; египетская; античная; арабская; русская; западноевропейская.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

19.05.2020 лекция для ПСА Тема 12. Человек, его ценности и смысл бытия

Тема 5. Немецкая классическая философия

Тема 8: Философская категория бытия. Материя, ее основные свойства.