12.05.2020 года вопросы к лекции для ПСА по теме 11. Познание мира и истина


Лекция 11. Познание мира и истина

Вопросы к лекции:
1.Познание как социально-опосредованное отношение человека к миру. Субъект и объект познания.
2.Чувсивенное и  рациональное в познании, их формы.
3.Истина и заблуждение. Познание и практика.
4. Наука как социальный институт. Научное и вненаучное знание

 Вопросы к семинару
1.Познание как предмет философского анализа. Познание и практика.
2.Действительность, чувственный опыт и рациональное мышление. Критика эмпиризма и рационализма.
3.Проблема истины в философии и науке. Критерии истины.

Категориальный минимум к семинару

Основные понятия: скептицизм, агностицизм, оптимизм, познание, знание, практика, творчество, субъект и объект познания, интуиция, ощущение, восприятие, представление, понятие, суждение, умозаключение, образ, истина, заблуждение, правда, ложь, объяснение, понимание, вера, мнение.
Скептици́зм (от др.греч. σκεπτικός — рассматривающий, исследующий) - философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины.
Агностицизм (греч. а — отрицание и gnosis — знание) — учение, отрицающее полностью или частично возможность познания мира.
Оптимизм (лат. optimus — наилучший и pessimus — наихудший) — два противоположных отношения к ходу событий: О.— это убеждение и вера в лучшее будущее, в возможность торжества добра над злом, справедливости над несправедливостью;  
Познание — общественно-исторический процесс творческой деятельности людей, формирующий их знания, на основе которых возникают цели и мотивы человеческие действий.
Знание — продукт общественной материальной и духовной деятельности людей; идеальное выражение в знаковой форме объективных свойств и связей мира, природного и человеческого. 3. могут быть донаучными (житейскими) и научными, а последние разделяются на эмпирические и теоретические.
Практика - специфически человеческая, сознательная, целеполагаю-щая, целесообразная, чувственно-предметная деятельность. П. есть “материальная деятельность, от которой зависит всякая иная деятельность: умственная, политическая, религиозная и т. д.” (Маркс К., Энгельс Ф. Избр. соч. Т. 2. С. 65).  
Творчество - процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Т. представляет собой возникшую в труде способность человека из доставляемого действительностью материала созидать (на основе познания закономерностей объективного мира) новую реальность, удовлетворяющую многообразным общественным потребностям.
Субъект и объект познания  - (лат. подлежащее и предмет) - философские категории. Под С. понимается активно действующий и познающий» обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа. С.- то, на что направлена познавательная и иная деятельность С. Трактовка объекта  по-разному давалась в материализме и идеализме.
  В материализме О. рассматривается в широком смысле как существующий независимо от С. объективный мир, а в узком смысле - как предмет познания. Субъект выступал в данном случае как нечто пассивное, только воспринимающее воздействия извне и перерабатывающее их способом, производным от его «природы».
Идеалисты выводили взаимодействие С. и о. и само существование О. из деятельности С., понимаемого как бог, идея и т. п., пытаясь на этой основе объяснить активную роль С. в познании. Для субъективного идеализма при этом характерно понимание С. как единства психической деятельности индивида и попытки отрицать существование О., т. е. последний понимается только как совокупность состояний С.
 Интуиция - (от лат. intuitus взгляд, вид) – рассматривание, видение, созерцание, а также (с древних времен) духовное видение, вроде вдохновения, понимание, приобретенное непосредственно, а не эмпирически или путем размышления (рефлексии), непосредственное переживание действительности; «откровение, развивающееся изнутри человека» (Гёте).
Ощущение - элементарное психическое явление, возникающее в результате непосредственного воздействия предметов объективного мира на органы чувств (анализаторы) животных и человека, к-рое субъективно переживается как присущее самим предметам качество типа «красное», «зеленое», «теплое», «холодное» и т. п.
         Восприятие – в психологии, совершающееся в субъекте превращение многообразия раздражений в чувственное восприятие. Если процесс понимания протекает в нормальных условиях, то для него действительна тенденция прегнантности (см. Прегнантности правило).
Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предметов и явлений действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов и явлений на органы чувств.
 Понятие — одна из форм отражения мира на ступени познания, связанной с применением языка, форма (способ) обобщения предметов и явлений.   
Суждение - мысль, выражаемая повествовательным предложением и являющаяся истинной или ложной.
Умозаключение - мыслительный процесс, в ходе которого из одного или нескольких суждений, называемых посылками, выводится новое суждение, называемое заключением, или следствием.
Образ - идеальный продукт человеческой деятельности; субъективный феномен, возникающий в результате предметно-практической, сенсорно-перцептивной, мыслительной деятельности, представляющий собой целостное интегральное отражение действительности.
Истина -  адекватное отражение действительности субъектом, воспроизведение ее такой, какова она есть вне и независимо от сознания. Категория И. характеризует результаты познавательной деятельности с точки зрения их объективного содержания, которое выделяется практикой.
Заблуждение - неадекватное отражение действительности, обусловленное в каждый данный момент ограниченностью общественно-исторической практики и знания, а также абсолютизацией наличных взглядов, приемов, подходов.
Правда – в русской народной и философской культуре – узловое синтетическое понятие, обозначающее абсолютную истину, дополнительно фундируемую предельной персональной убежденностью ее автора.
Ложь - искаженное отражение действительности, такое познавательное содержание, которое не соответствует объективной природе вещей. Сознательная Л. является нарочитой дезинформацией. Непреднамеренная Л. совпадает с заблуждением, включающим объективно-истинностные моменты. От Л. следует отличать бессмыслицу, или абсурд.
Объяснение - важнейшая функция человеческого познания, в частности научного исследования (и соответственно тот его этап, на котором эта функция выполняется), состоящая в раскрытии сущности изучаемого объекта. В реальной практике исследователя О. осуществляется путем показа того, что объясняемый объект подчиняется определенному закону (законам). О. может быть атрибутивным, субстанциальным, генетическим (в частности, причинным), контрагенетическим (в частности, функциональным), структурным и т. д.
Понимание - присущая сознанию форма освоения действительности, означающая раскрытие и воспроизведение смыслового содержания предмета. При этом окружающая человека реальность, прежде всего социально-культурная, а также природная, преломляется в связную систему предметов “мира человека”. Включенные в этот мир вещи и явления предстают как носители смыслов и значений (Значение и смысл). П. и есть процесс выработки, постижения, освоения их человеком. Гл. функция П. связана с обеспечением осмысленного поведения и ориентации индивида в обществе, истории, культуре.
Вера - состояние субъекта, тесно связанное с духовным миром личности, возникающее на основе определенной информации об объекте, выраженной в идеях или образах, сопровождающееся эмоцией уверенности и рядом др. чувств и служащее мотивом, стимулом, установкой и ориентиром человеческой деятельности.
Мнение - (греч. doxa) — в античной философии недостоверное, субъективное знание, в отличие от достоверного знания — истины.

Вопрос 1. Познание как социально-опосредованное отношение человека к миру. Субъект и объект познания.
1.Человек живет в природе. Он познает и преобразовы­вает ее и осознает собственное существование. Познание — это процесс творческой деятельности чело­века, форми
рующий его знания, на основе которых возни­кают цели и мотивы человеческих действий. Познание является результатом мыслительной деяте­льности человека.
Философскую теорию, изучающую проблему позна­ния, называют «Гносеология».
Проблема познания — это проблема, которая всегда, во все времена в истории философии вызывала множество споров, разногласий. Она породила разного рода фило­софские направления и теории.
Одни считают познание функцией тех, кто профес­сионально осуществляет тот или иной вид духовного производства (религиозно-нравственную, эстетиче­скую, этическую, научную и др.). И поэтому теория по­знания разрабатывалась как теория собственно-духов­ной деятельности. Другие познание считают способностью, даренной свыше или врожденной (религиозно-идеалистическое по­нимание). Третьи вовсе отрицают возможность познания (агно­стицизм).
Главной целью познавательной деятельности человека является приобретение знаний. Знание — высшая форма отражения, важное средство преобразования действитель­ности.
Еще Аристотель писал: «Все люди стремятся к знанию. Доказательство тому — влечение к чувственным восприяти­ям: ведь независимо от того, есть от них польза или нет, их ценят ради них самих, и больше всех зрительные восприя­тия. Зрение больше всех других чувств содействует нашему познанию и обнаруживает много различий в вещах».
Познание играет как бы служебную роль в практиче­ской деятельности человека, так как главное в его жизни — это система действий, направленная на создание такой окружающей среды, которая наиболее близка его пред­ставлению об идеале.
Целью познания является не всякого рода знания, а то­лько то, что соответствует реальности, действительности. Такое знание называется объективным, так как его содер­жание обусловлено не особенностями субъекта, а самой действительностью, реальностью.
Субъект и объект познания
Субъект с присущим ему сознанием является порожде­нием материи, объективной реальности; объект, ставший предметом практической и познавательной деятельности, существовал и до того, как вступил во взаимодействие с субъектом, он (объект) не просто тождествен объективной реальности, а выступает как ее часть, которая находится во взаимодействии с субъектом.
Субъектом познания может быть индивид, наделен­ный сознанием, ощущениями, восприятием, эмоциями, способностью оперировать образами, понятиями.
Субъектом познания может быть социальная группа, ' коллектив, класс, общество в целом. При этом общество как субъект реализует свои познавательные возможности лишь через познавательную деятельность индивидуаль­ных субъектов.
Объект познания — это то, на что направлена практиче­ская, познавательная деятельность субъекта.
Следует отметить, что «объект познания» отличается от «объективной реальности». Последнее шире, так как су­ществуют такие материальные системы, которые еще не стали объектами познания. (Потому что наука о них не знает ничего.)
«Субъект» и «объект» в определенном смысле относи­тельны: например, данный человек есть субъект познания (познающий) и в то же время он может быть объектом по­знания для другого человека.
Объектом познания могут быть как материальные предметы, так и духовные явления. (Скажем, для психоло­га объектами познания являются сознание человека, его чувства и переживания.)

Вопрос. 2 Чувственное и  рациональное в познании, их формы.
2. У человека, как вы знаете, пять органов чувств. Из них более полную информацию человеку дают зрение и осяза­ние, а затем слух, вкус и обоняние. Природа органов чувств человека носит биосоциальный — общебиологический и общественно-исторический ха­рактер. Различают три формы чувственного познания: ощуще­ние, восприятие, представление. Они рождаются не при одно­стороннем воздействии среды на органы чувств, а в процессе практики, в процессе очеловечивания природы, общества и в воздействии этих структур на человека, его личность.
Ощущения дают субъективно-идеальный образ предме­та, поскольку происходит отражение, преломление воз­действия через «призму» сознания познающего человека.
Ощущение зависит от пространственного отношения субъекта и предмета. А также от состояния органов чувств и организма субъекта в целом.
Человек наделен способностью синтезировать ощуще­ния, превратить их в восприятие. Оно дает целостный об­раз предмета. Ощущение является моментом восприятия. Пример восприятия: вы сейчас смотрите на эту кафедру; несмотря на то, что зрительно ощущаете лицевую сторону, вы ее воспринимаете в целостности. Ваше восприятие синтезирует все части кафедры, хотя в данный момент все они непосредственно не ощущаются.
Представление более сложная форма чувственного познания — это обобщенный образ предметов и явлений, сохраняемый (посредством памяти) и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов. В этом процессе огромную роль играет память. Она удерживает целостный образ предметов и это дает возможность воспроизводить их независимо от непосред­ственного воздействия предметов на наши ощущения.
Говоря о значении чувственного познания, коротко можно сформулировать следующие положения:
органы чувств связывают человека с внешним ми­ром;
без органов чувств человек не способен ни к позна­нию, ни к мышлению. Более того, потеря части органов чувств осложняет познание;
второй этап познания — (рациональное познание) не может состояться, если он не базируется на материале данных органов чувств;
органы чувств дают необходимый минимум первич­ной информации, переработка и осмысление которой дает научное знание, научную теорию.
Чувственными органами познаем внешние, поверхност­ные стороны предмета и явления. Чувственное познание не дает возможности заглянуть в глубь явления, познать внутренние законы существования явлений и предметов. Это означает, что для создания целостной картины мира, для процесса познания недостаточно одного чувственного созерцания мира. Чувственный уровень освоения дейст­вительности является необходимым, но недостаточным условием в процессе познания.
Процесс познания обязательно содержит и второй этап, этап рациональной переработки данных чувственно­го познания.
Формами рационального познания являются: понятие, суждение, умозаключение. Понятие — это такая форма абстрактного мышления, в которой отражаются существенные и общие признаки предметов. Понятие определяет свойства абстрактного познания. Человек результаты своего познания выражает в суж­дениях, которые построены из понятий. Из нескольких суждений (на их основании) выводится еще одно новое суждение, которое называется умозаключением.
Таким образом, для того, чтобы познать явление, вещь полностью, необходимы оба этапа процесса познания, чувст­венный и рациональный этапы познания.

Вопрос 3. Истина и заблуждение. Познание и практика. Научное познание.
В гносеологии ведущей проблемой является проблема истины. Истина — это соответствие знаний с реальностью, адекват­ное отражение действительности.
Характерной чертой истины является наличие в ней объективного и субъективного.
Субъективная истина существует в человеке. Ее нет по­мимо человека и человечества.
Объективность истины означает, что истинное содержа­ние человеческих представлений не зависит ни от челове­ка, ни от человечества.
Различают конкретную, относительную, абсолютную истины.
Конкретность истины это зависимость истины от условий, места и времени, в которых явления существуют и развиваются. Истина всегда конкретна.
В понятие конкретной истины включается временное отношение субъекта с объектом. По изменению времени данная истина может потерять свою объективность или может быть заменена новой конкретной истиной.
Относительная истина неполное соответствие зна­ний действительности: знания, которые будут уточняться в процессе дальнейшего познания. Иногда относительную истину определяют так: это знание, где присутствует опре­деленная доля не-истины (лжи, заблуждения).
Абсолютная истина. В широком смысле слова — это полное соответствие знаний действительности. Исчерпы­вающее познание мира, к которому стремится наука. В уз­ком же смысле слова — констатация фактов: знание отдельных тенденций, связей, законов.
Кроме вышеуказанных существуют еще другие формы истины:
предметная знания физики, химии, биологии, экзистенциальная — знания о духовно-жизненных ценностяхиидеалах: любви, справедливости, добра, красоты, ;концептуальная — религиозная концепция, концепция эволюционного развития жизни; операциональная о методах, средствах познания; научная — истина, добытая наукой в целом; обыденная — повседневная.
Противоположным знанием, антиподом истины явля­ется заблуждение. Это иллюзорное осознание реальности, знание, не соответствующее действительности (преувели­ченное или преуменьшенное соответствие знаний дейст­вительности).
Следует отличить друг от друга ложь и заблуждение: ложь — это преднамеренная неправда; осознанное, проду­манное и целенаправленное возведение заведомо непра­вильных представлений в истину. А заблуждение не явля­ется преднамеренным.
Как проверяется достоверность истины ?
Маркс заметил, что нужно найти такой критерий исти­ны, который, во-первых, был бы непосредственно связан со знанием, определял бы его развитие и в то же время сам бы им не являлся; во-вторых, этот критерий должен был соединять в себе всеобщность с непосредственной дейст­вительностью.
Таким феноменом оказалась практика. Практика является критерием истины. Практика — это целенаправленная предметно-чув­ственная деятельность субъекта по преобразованию матери­альных систем.
Существуют следующие формы практики: общественно-производственная  социально-политическая,  научнo-эк.cnepuмeнmamopcкaя, врачебная, или медицинская, се­мейно-бытовая, повседневная, хозяйственная. Эти формы практики являются основными, поскольку охватывают важнейшие сферы жизнедеятельности чело­века (помимо них имеются: детская игровая практика, связанная с «преобразованием» предметов; асоциальная практика убийц; спортивная практика, ведущая к физиче­ским изменениям людей и т.п.).
Практика и познание тесно связаны друг с другом: практика имеет познавательную сторону, а познание — практическую.
Несколько слов о научном познании и его формах и мето­дах исследования.
Научное знание, как и другие формы духовного произ­водства, в конечном счете необходимы для того, чтобы на­правлять и регулировать практику, практическую деятель­ность человека.
Научное знание отличается от обыденного и других способов освоения действительности по следующим пара­метрам:
наука имеет дело с особым на­бором объектов реальности, которые не сводятся к объек­там обыденного опыта.
Языком науки, который является необходимым условием научного исследования.
Системностью и обоснованностью научного знания.
Способом построения знаний.
Методами познавательной деятельности.
научное познание требует от субъ­екта особой подготовки. Научный деятель должен усвоить определенные методы и средства исследования, а также сис­темы ценностных ориентаций и целевые установки. Существуют следующие методы научного познания:
1. Общенаучные (эмпирические - наблюдение, эксперимент, Теоретические - анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование)
2. Частнонаучные.(в химии метод спектрального анализа, в социологии - анкетирование)

Вопрос 4. Наука как социальный институт. Научное и вненаучное знание
1.Основная масса знаний приобретается людьми в процессе повседневной практики и через системы обучения. Но в обществе уже давно существует особый социальный институт, основное предназначение которого — добывать систематизированное, теоретическое, концептуальное и обоснованное знание. Таким институтом выступает наука.
Наука - общественное явление, социальный институт и отрасль культуры. Это сфера человеческой деятельности по добыванию и теоре­тической систематизации объективно истинных знаний о бытии. Наука включает в себя научное сознание своих субъектов, учреждения науки и научные отношения. Научные отношения есть единство научного обще­ния, поведения и деятельности его субъектов.
Научное сознание состоит из научных знаний, системы эмоций и чувств, волевых состояний и ценностных ориентаций, возникающих и появляющихся в процессе добывания знаний и их систематизации.
Термин «наука» употребляется в собирательном значении для отгра­ничения ее от искусства, образования, информационной жизни и других явлений общества, а также в более конкретном объеме — применительно к сходным областям совокупной науки или отдельной науке: точные на­уки, гуманитарные науки, физика, биология, социология и т.п.
Наука как социальный институт имеет свою организацию и принци­пы функционирования, координационные и субординационные связи, формы контроля и отчетности, способы взаимодействия с различными видами практики.
В культуре общества она характеризует уровень познания и освоения человеком природы, социальной жизни и самого себя. Научная сфера сегодня - один из способов и необходимый элемент содержания жизне­деятельности общества как культурной жизни, показатель развитости (цивилизованности) государства. Наука - это сфера специальной иссле­довательской деятельности, направленной на изучение природы, обще­ства и человека. Главная цель науки и ее предназначение - получить ис­тинное знание, используя свои методы и формы, способы обоснования и проверки.
Наука рациональна, так как ее способ познания и сами знания связаны преимущественно с абстрактно-логическим мышлением, оперированием понятиями и суждениями, с от­крытием сущностных характеристик и закономерностей объекта позна­ния. Наука системна, общезначима, универсальна, критична. Ее знания обладают высокой достоверностью, так как их можно проверить. Но на­учные знания и сами исследования могут содержать и заблуждения, а также ложные знания.
Наука отличается от философии тем, что не изучает бытие в целом, а только его конкретные виды и формы, хотя философия содержит в себе научные знания, если они раскрывают в себе сущностные характеристи­ки объектов философского познания и проверяемы. Наука отличается также от религии, мистики, мифологии реальностью материальных объ­ектов исследования, а также тем, что научные понятия, суждения и умо­заключения, открытые закономерности и теоретические концепции имеют объективное содержание. Они могут использоваться людьми в практической деятельности по воспроизводству материальной и духов­ной культуры.
Без науки в современном обществе невозможна его интеллектуальная и производственная мощь, безопасность государства. Наука стала важ­ным критерием цивилизованности и культурности народов. Научно-тех­ническое развитие составляет главную тенденцию исторического про­гресса на рубеже ХХ-ХХ1 веков. Но отношение к науке сложилось двоякое. Сциентистское направление выражает доверие к науке. Она признается одной из главных ценностей общества и доминантным фак­тором развития человечества. Сторонники антисциентизма критикуют науку за ошибки, видят ее главной причиной кризисных явлений, эколо­гических и социальных глобальных проблем. Они считают, что наука ог­раничена в своих возможностях решать главные и острые проблемы со­циального развития, враждебна человеку, негативно влияет на культуру.




Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

19.05.2020 лекция для ПСА Тема 12. Человек, его ценности и смысл бытия

Тема 5. Немецкая классическая философия

Тема 8: Философская категория бытия. Материя, ее основные свойства.